Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


4.4. Культура эпохи Кушанской и Гуптской империй

  Начиная с I в. до н.э., в Индии возникает крупное государственное образование - Кушанская империя, сменившаяся империей Гуптов.
  Именно в это время искусство древней Индии достигло наивысшего расцвета. Создаются многочисленные буддийские храмы, причем в изобразительном искусстве появляются антропоморфные изображения Будды. До того Будда не изображался в виде человека. Его обычно воплощал символ: священное дерево Бо, Колесо Закона и др. Теперь же Будду изображали в человеческом облике: сидящим в позе лотоса, с разным положением рук, указывающим на этапы священного пути Будды, со знаменитой полуулыбкой на губах. Примерами великолепного пещерного храма могут служить храм в Карли ( I в. до н.э.) или храмовый комплекс в Аджанте ( IV - VII в.), состоящий из 29 пещер. Этот храм известен также благодаря своей живописи. Росписи пещер различны по содержанию, главное в них не композиция, а линия и цвет. Богатое сочетание красок производит сильное впечатление.
  В IV - V в. буддизм в Индии потерял свое доминирующее значение и уступил место главенствующей религии - индуизму. Индуизм и сейчас имеет статус самой распространенной религии в Индии. Он представляет собой определенную смесь буддизма и брахманизма. Индуисты верят в переселение душ, почитают различных священных животных (например, корову и обезьяну), поклоняются предкам, считают закономерным разделение общества на варны. Тремя главными богами индуизма являются Брахма, Вишну и Шива. Будда в индуизме почитается как девятое воплощение Вишну. В индуизме существует множество сект и направлений поэтому не существует единой церковной организации.
  Нельзя не упомянуть о достижениях представителей Древней Индии в науке. Это, прежде всего, математика - понятия «синус» и «корень» впервые появились именно в Индии. Знаменитый математик Арьяпхата, живший в V - VI в., определил число «пи» и занимался линейными уравнениями. Медицинский трактат «Сушрута Самхита» включал сведения о проведении 300 различных медицинских операций и 120 хирургических инструментах. Часть йогических практик, называемая хатха-йогой, с древних времен накапливала знания о человеческой анатомии и о влиянии различных упражнений на организм человека. Методы психотренинга также изучались и практиковались индийскими йогами.
  В индийском театре главное - танец. Каждый жест, коих множество, что-то обозначает, образуя своеобразный язык. Также в театре важная роль отводилась музыке, диалогам, песням. Крупнейшим древнеиндийским драматургом является Калидаса, живший в V в. н.э. Кроме санскрита, втеатре использовалось около десяти других диалектов и наречий, причем в одном спектакле актеры могли говорить на нескольких языках.
  Древняя индийская музыка непривычна для западного слушателя, основана на кажущихся ему диссонирующими гармонических сочетаниях. Она построена на одной мелодической линии - раге. Рага является чем-то вроде темы для вариаций, она создает настроение. Бывают раги печальные или радостные. Исполнять некоторые раги нужно только в определенное время. Музыка стала играть важную роль в индийской культуре задолго до нашей эры. Не случайно две Веды (Ригведа и Самаведа) связаны с музыкой.
  Философию Древней Индии можно разделить на две большие группы: ортодоксальную (признающую авторитет вед) и не ортодоксальную (не признающую веды). К первой группе можно отнести, например, веданту, мимансу и санкхью, а ко второй - материалистические и буддийские школы. Философия была обычно тесно связана с религией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М.: Наука, 1993.
  Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989.
  Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура. - М.:Центрполиграф, 2005.

Дополнительная литература

  Артхашастра.- М.: Наука, 1993.
  Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. - М.: Детская литература, 1986.
  Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. - М.: Высшая школа, 1994.
  Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. - М.: Наука, 1982.
  Чаттерджи С., Дата Д. Индийская философия. - М.: Селена, 1994.

 
© www.textb.net