Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


4.2. Культура Индии ведийского периода

  Во второй половине II тысячелетия до н.э. в долины рек Инд и Ганг пришли кочевники с северо-запада. Это были племена ариев, о которых известно достаточно много, главным образом, благодаря древним письменным памятникам Ведам. Написаны Веды на индоевропейском языке, близком к санскриту. Веды включают в себя четыре сборника текстов: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодий), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний). Веды заложили основы не только религии, но древнеиндийской культуры в целом. Их влияние на нее настолько велико, что культуру Древней Индии называют ведической. Ведическая религия была политеистической и представляла из себя культы (в основном, с жертвоприношениями) поклонения множеству богов. Самыми почитаемыми были бог грома Индра, бог огня Агни, бог-хранитель мирового порядка Варуна и некоторые другие.
  В недрах ведической религии в I тысячелетии до н.э. возник брахманизм. В этой религии абсолютным духовным началом, лежащим в основе всего сущего, являлся Брахман. Кроме того, почитались три главных божества: Брахма (создатель вселенной), Шива (разрушитель мира) и Вишну (охранитель мира). В свою очередь, данная триада богов продолжала существовать в индуизме.
  С брахманизмом пришло религиозное обоснование деления общества на варны (брахманы - жрецы, кшатрии - правители и воины, вайшьи - ремесленники и крестьяне, шудры - слуги). Наиболее влиятельными были представители брахманов и кшатриев. Кроме четырех варн, существовали так называемые «неприкасаемые», т.е. люди самого низшего происхождения, занимавшиеся самой грязной работой. В определенные периоды истории Индии представителю высших варн полагалось даже помыть глаза после того, как он встретился взглядом с «неприкасаемым», и избегать тени последнего. Браки между представителями разных варн, как правило, были запрещены. Человек, по рождению являвшийся представителемопределенной варны, не мог «перейти» в другую варну. Варны, зародившиеся еще задолго до нашей эры, были дополнены кастовой системой (разделение, в основном, по профессиональному признаку) и существуют в Индии и по сей день, хотя сейчас и не имеют официального влияния на социальный статус человека.
  Именно в брахманизме возникло учение о вечном переселении душ, которое называется «сансара». Жизнь, которую человек проживает в земном мире, определяется тем, как он жил в прошлой жизни. Совокупность поступков человека в предыдущих воплощениях, влияющая на его нынешнее воплощение, носит название «карма». Карму нельзя «зачеркнуть», но можно улучшить земной жизнью. Соответственно, неправедная жизнь ведет к несчастливым перерождениям. Конечная цель бытия человека заключается в слиянии с «Брахманом» - мировым духом. К VIII-VII вв. до н.э. относится и появление Упанишад - древнейших религиозно-философских трактатов, связанных с Ведами.

 
© www.textb.net