Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3.3. Культура Ассирии

  К началу I тысячелетия до н.э. главенствующую роль в Месопотамии стала играть Ассирия - государство, центр которого находился на севере региона. Ассирию характеризуют как самую милитаризованную и жестокую империю древности. В период наивысшего расцвета она включала в свой состав Вавилонию, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Закавказья. Просуществовала Ассирия до конца VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. она была уничтожена вавилонянами и мидийцами.
  Ассирийцы поклонялись силе и власти своих правителей и жестоких, сильных богов. Главным божеством ассирийцев считался грозный Ашшур, покровитель древнего города с аналогичным именем.
  Культура Ассирии представляла собой сплав культур разных народов, покоренных ассирийцами. Милитаристский дух проявлялся и в архитектуре, где доминировали крепости и оборонительные сооружения. В некоторых городах существовал водопровод. Так, царь Синаххериб провел в город Ниневию водопровод длиной 50 км, подававший воду с гор. Дворцы царей имели множество комнат и залов, керамические ванны и туалеты. Примером может служить дворец царя Саргона II, построенный в конце VIII в. до н.э. Дворец включал 210 залов и 30 внутренних дворов. «Охраняли» дворец пятиметровые фигуры крылатых быков с человеческими головами, высеченные из камня. Быки имели пятую ногу, создавая иллюзию движения, и были призваны оберегать царский дворец.
  Ассирийское искусство в основном представлено военными и культовыми сценами, а также эпизодами охоты. Оно прославляло могущество царя и было жестко канонизировано. Для фигур характерны статичность и внимание к мелким деталям, как, например, статуя Салманасара III. Рельеф - тот вид искусства, в котором ассирийцы достигли значительных высот и создали собственный стиль. Особенно интересны рельефы дворца царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.): «Штурм города», «Осада города», «Раненая львица», «Охота на льва» - рельефы, отражающие основные темы ассирийского искусства. Для них характерен динамизм, правдоподобие в изображении деталей, анатомии животных и напряжения процесса охоты.
  Еще одним достижением ассирийской цивилизации была крупнейшая библиотека своего времени, созданная царем Ашшурбанапалом в VII в. до н.э. в Ниневии. Она содержала материалы по математике, истории, астрономии, медицине, языкознанию. Всего библиотека хранила 25 тыс. глиняных клинописных табличек. К тому же это была одна из первых попыток систематизации знаний по разным отраслям.
  Культура Междуречья оказала большое влияние на всю культуру Древнего мира. Шумерская клинопись, научные знания Вавилона, религиозные представления жителей Древней Месопотамии были восприняты и переработаны другими цивилизациями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура.- М.: Центрполиграф, 2004.
  Емельянов В.В. Древний Шумер. - СПб.: Азбука-Классика, 2003.
  Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. - М.: Наука, 1990.

Дополнительная литература

  Бардески К.Д. Месопотамия. Колыбель человечества. -М.: Ниола-Пресс, 2008.
  Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль,1989.
  История Древнего Востока / под ред. В.И.Кузищина. - М.: Высшая школа, 1979.
  Моисеева М.А. Культурология. История мировой культуры. - СПб.: Питер, 2007.
  С великих небес к великим недрам // Поэзия и проза Древнего Востока./под. ред. В. Санович.- М.: Художественная литература, 1973.
  Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. - М.: Наука, 1991.

 
© www.textb.net