Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


14.2. Эпоха модерна

  Эпоха модерна коротка. Ею принято называть рубеж XIX-XX вв. (fin de siecle («конец века»), последние десять-пятнадцать лет уходящего и первые десять-пятнадцать лет несущего новые надежды XX в.). Но она сыграла особую, переломную роль в истории Европы и России. Историки искусства до сих пор спорят о самом термине «модерн»: является ли он названием своеобразного художественного стиля или периодом в развитии европейского искусства. Ясно одно: понятие «модерн» (по-фр. - «современный») было гораздо шире искусства. Оно включало в себя также и манеру одеваться, держать себя в обществе, разговаривать, а главное - взгляд на мир и поиски своего места в нем. Век модерна был временем раздвоенности и метаний, поисков обновления, слияния с искусством. Модерн задался целью обобщить весь художественный опыт человечества, вобрать в себя все, подвести итог. Новый стиль выражал давние идеи немецких романтиков: стремление к синтезу искусств, веру в возможность искусства воздействовать на жизнь своими средствами, утопическую мечту красотой повлиять на мир, переделать его.
  «То было отважное и вместе с тем яростное неприятие замшелого материализма, отхожих мест литературы и искусства, деспотизма плутократов. Одни погружаются в постижение полузабытой тайны науки: их тут же обзывают весьма неточно оккультистами. Другие отстраненно наблюдают - может быть чересчур отстранено, - как живет мир символа: их нарекают символистами. Третьих вдохновляют возможности индивидуализма - это анархисты. Все симпатизируют друг другу. Все объединены против официоза» (В.Э. Мишле).

 
© www.textb.net