Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


10.4. Архитектура

  Ампир
  Неоклассицизм времен Наполеона I получил название ампир. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала ре- констукция Парижа. Предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток-запад». Ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр и Тюильри, площадь Согласия. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой замкнутости кварталов и связали город в единое целое. Некоторые кварталы (например, улица Риволи), проложенная от площади Согласия к Лувру, были заполнены типовой застройкой (1801 г., арх.Ш. Персье и П.-Ф.-Л. Фонтен).
  Было установлено несколько монументов, прославлявших победы императорской армии. Например, триумфальная колонна на Вандом- ской площади (1806-10 гг., арх. Ж.Б. Лепер, Ж. Гондуэн) повторила форму Колонны императора Траяна, а въездные ворота дворца Тюиль- ри (1806-07 гг., арх. Ш. Персье и П.-Ф.-Л. Фонтен), уменьшенная копия знаменитой Триумфальной арки императора Септимия Севера.
  Старые города Европы росли и перестраивались. Удачной оказалась реконструкция Вены. На месте снесенного пояса городских укреплений проложили широкую зеленую магистраль Ринг («кольцо»), которую застроили внушительными общественными и жилыми зданиями.
  Появилась новая форма жилого здания - доходный дом, где квартиры сдавались внаем жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь - так формировался современный тип западного многоэтажного города. Стали появляться однотипные дома с тесными дворами-колодцами.
  В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства.
  Эклектика
  В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовала эклектика - архитектурное направление, основанное на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей.
  Характерный пример эклектики - застройка венского Ринга (60-80гг). Наиболее известные архитекторы - Генрих фон Ферстель, Готфрид Земпер, Карл Эрхард фон Хазенауер, Теофилиус Эдвард фон Хансен, Алексанр Виллеман. Хотя эклектика - явление «массовой культуры», были среди мастеров и творческие индивидуальности, такие как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье («ГрандОпера», 1861-75 гг.). Выдающийся немецкий зодчий Г.Земпер построил Дворцовый театр в Дрездене (1838-41 гг., перестроен в 1871-78 гг.). Но самыми знаменитыми постройками XIX в. стали Хрустальный дворец и Эйфелева башня.
  Джозеф Пакстон (1801-65 гг.) в 1851 г. построил павильон для всемирной выставки в Лондоне. Хрустальный дворец поразил современников своей конструкцией и технологией строительства, он стал прообразом архитектуры будущего, так как нес в себе признаки новой, функциональной архитектуры, не обращающейся к известным стилям прошлого, свободной от декоративных деталей. Хрустальный дворец состоял из металлических и стеклянных элементов, (высота центрального нефа - 20 м, длина - 563 м), легкий металлический каркас создавал впечатление невесомости, сквозь потолок и стены свободно проникал свет. Уникальное сооружение Пакстона простояло до 1936 г., когда было уничтожено пожаром.
  Подлинным триумфом металлических конструкций, гимном металлу стала знаменитая Эйфелева башня (1887-89 гг.), сооруженная по проекту инженера Александра Гюстава Эйфеля (1832-1923 гг.).
  Эйфелева башня - символ Парижа. Г. Эйфель выбрал для башни форму многократно увеличенной мостовой опоры. Благодаря конструктивному расчету башня обрела высокую степень прочности. Подъемники, во время строительства доставлявшие детали наверх, превратились в пассажирские лифты. Посетители поднимались на смотровые площадки, с которых открывался вид и на ансамбль выставочных зданий, и на город. Выполнив роль великолепной рекламы технических и художественных возможностей нового строительного материала - металла, она стала достопримечательностью французской столицы.
  Этот «бросок в будущее» нашел практическое применение только в XX в.: 300-метровая башня стала использоваться для радио и телевидения. Эйфель также строил смелые по конструкции мосты и виадуки.

 
© www.textb.net