Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


1.5. Типология культуры

  Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять различные функции и входить во взаимодействие с различными компонентами делают ее непременной частью не только совокупного производства в целом, но и каждой формы социальной активности в отдельности. Культура влияет на производство и составляет “культуру производства” или “хозяйственную этику”, на политику и составляет “политическую культуру” и т.д. Она становится и средством оформления классовых отношений или национальной самобытности.
  Как мы знаем, культура тесно связана с другими сферами социальной жизнедеятельности, что и придает ей огромное разнообразие.
  Одна из самых важных проблем состоит в выборе основной типологической единицы, т.е. исходной формы культурных образований, которые подразделяются на различные типы.
  Поэтому типология культур может производиться на основании разных критериев:
  • связь с религией (культуры религиозные и светские);
  • региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
  • регионально-этническая особенность (русская, французская);
  • принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
  • хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, бронзовая культура, индустриальная культура);
  • сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
  • связь с территорией (сельская и городская культура);
  • специализация (обыденная и специализированная культура);
  • этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
  • уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
  Типология культуры дает возможность систематизировать и объяснить множественность разнородных культур. Метод типологии культуры базируется на группировке культур посредством некоего абстрактного идеального типа, представляющего собой упрощение, некую схему, а не реально существующую социокультурную действительность. В основе идеальной типизации могут быть самые различные параметры, рассматриваемые исследователями как наиболее сущностные характеристики анализируемых культур. Совокупность показателей, параметров, выступающих основанием для создания типологии, определяется как задачами науки, в рамках которой проводятся исследования, так и методологическими позициями самого исследователя. Этим обусловливается невозможность существования универсальной типологии культуры (разные культурологи выделяют 3,8,11... и более типов культур).
  Типологии культуры разрабатывали такие известные исследователи, как М. Вебер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Ницше, П. Сорокин, М. Мид, Ю. Лотман.
  В своих культурологических концепциях они пытались разрешить две важные проблемы: первая может быть выражена формулой - «единство мировой культуры или множественность локальных замкнутых культур?», вторая - это соотношение культуры и цивилизации.

Типология культур (по проф. В.М Межуеву)

Типология культур (по проф. В.М Межуеву)

 
© www.textb.net