Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


8.6. Возрождение в Венеции

  В Венеции Возрождение началось позднее, было дольше, своеобразнее. Венецию называли "царицей Адриатики", "владычицей морей". Она была торгово-олигархической республикой. К ней стекались огромные богатства. Венеция поражала великолепием, пышностью, праздничностью, красотой. Два главных творения Венеции - Собор Сан
  Марко и дворец дожей. Крупнейшие художники венецианского Возрождения: Джованни Беллини (1430-1516 гг.), "Мадонна со святыми" и Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, 1477/78 - 1510 гг.). Джованни Беллини был учителем великих мастеров Джорджоне и Тициана.
  С искусством Джорджоне венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности. Известно, что он, красивый и обаятельный человек, обладал исключительным талантом живописца и был превосходным музыкантом. Джорждоне сформировался в среде венецианских гуманистов.
  Одна из ранних работ Джорджоне "Юдифь" (ок.1502 г.) - посвящена подвигу библейской героини Юдифи, спасшей родной город от нашествия ассирийцев. Независимо от сюжета, Джорджоне создает в своих картинах идеал чистой и прекрасной женщины. Картины Джорджоне удивительно поэтичны и музыкальны, от них веет задумчивой мечтательностью, безмятежной умиротворенностью и некоторой меланхолией.
  В 1508-10 гг. Джорджоне создал "Спящую Венеру" (Дрезден) - самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения. В расцвете творческих сил он умер от чумы, не успев завершить свою великую картину, и Тициан дописал в ней пейзаж. Целомудренный и прекрасный образ спящей Венеры - одно из поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Джорджоне для Венеции был как Леонардо да Винчи для Средней Италии. Художник впервые пишет картины на светские темы и впервые сделал равноправными человека и пейзаж.
  Тициан (Тициан Вечелио, 1477 или 1485/90 - 1576 гг.) - знаменует собой полный расцвет, зенит венецианского Ренессанса. Его творчество отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на ее развитие в XVII столетии. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве. Идеалы Тициана земные, полнокровные, жизнерадостные, величавые, торжествующие. Он вдохновенно воспевал радостную красоту женщины в своих "Венерах", "Данаях". Им создана галерея портретных образов - императоры, короли, папы, прекрасные женщины, гуманисты, воины. В картинах, написанных Тицианом в последние годы его жизни, звучит уже подлинный трагизм - "Святой Себастьян", (1570-е гг.). Тициан пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера принадлежит уже позднему Возрождению. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и гибнущий, сохраняет свое величие.
  Самым ярким певцом праздничной, нарядной и богатой Венеции был Паоло Веронезе (Паоло Кальяри, 1528-88 гг.). Последним великим живописцем этой эпохи был Тинторетто (Якопо Робусти, 1519-94 гг.).

 
© www.textb.net