Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


26.3. Декоративно-прикладное искусство

  Декоративно-прикладное искусство в период Средних веков переживает расцвет. Китайская средневековая керамика создавалась с учетом тех же мировоззренческих принципов, что и живопись. Так, эстетика чань-буддизма, нашедшая свое выражение в чайной церемонии, диктовала свои требования не только к антуражу чайного действия, но к форме и цветовой гамме посуды — керамического обрамления напитка. Наиболее подходящими признавались нежно-голубая, черная, коричневая глазури. Всемирную славу китайским керамистам принесли изделия, покрытые глазурью «селадон» цвета бледного нефрита. Сосуды этого типа часто декорировались скульптурными деталями.
  Фарфор, изобретенный в Китае в VII в., отличался от керамики большей тонкостью и звонкостью. Роспись вначале не применялась. Чаши, вазы, курильницы украшались тонким рельефным узором — сюхуа (вышитый узор). К XIV в. складывается традиция подглазурной росписи синим кобальтом. Орнаментика росписи зачастую выражала традиционную символику. Так, мотив «цветы сливы на фоне ломающегося льда» символизировал весну.
  Трудоемкая и дорогостоящая техника изготовления лаковых изделий — также вклад китайцев в мировую культуру. Лак применялся при декорировании мебели, домашней утвари, предметов роскоши, музыкальных инструментов. Лаковые изделия делятся на два вида — гладкие с нанесенным рисунком и резные. Красители подбирались с учетом природных свойств лака (сока лакового дерева). Наиболее распространены были лаки черного, красного, серого цветов. Золото напылялось по поверхности с помощью бамбуковой трубки. Резной лак был еще более трудоемким, так как для получения глубокого рельефа наносилось 200-300 слоев лака. В Китае сложились региональные центры производства лаковых изделий - провинции Чжэцзян, Фуцзян, мастерские императорского дворца в Пекине.
  Искусство резьбы находило применение в оформлении деталей интерьера, предметов, необходимых для живописи и письма (тушечницы, подставки). В Китае была распространена резьба по дереву, камню,полудрагоценным камням (яшма, нефрит), слоновой кости. Сюжеты заимствовались из традиционного культурного фона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Виноградский Б. Б. Китайские благопожелательные орнаменты.- М.: Гермитаж-Пресс, 2004.
  Кравцова М.Е. История культуры Китая. - СПб.: Лань, 2004. - С. 348-376.
  Ли, Дж., Ли С. Китайская живопись. Техника рисования. Инструменты. Сюжеты.- М.: Контакт, 2010.
  Эм А. Китайская живопись. Техника рисования.- М.: Харвест, 2007.

Дополнительная литература

  Виноградова Н.А. Китай, Корея, Япония. Образ мира в искусстве.- М.: Прогресс-Традиция, 2010.
  Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения периода Цин.- М.: Компания «Спутник». 1999.
  Слово о живописи из Сада с горчичное зерно / под ред. Е.В. Завадской.- М.: Изд-во « В. Шевчук», 2001.
  Шевчук О.П. О значении традиционной символики для современных наименований цвета в китайском языке // Общество и государство в Китае: XXXVI научная конференция. - М.: Восточная литература, 2006.- С. 260-265.

 
© www.textb.net