Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


26.1. Жанры китайской средневековой живописи

  Жанры традиционной китайской живописи: шань-шуй (горы и воды), хуа-няо (цветы и птицы), жэньу-хуа (живописание людей).
  В Средние века жанр шань-шуй достиг наибольшего расцвета. Произведения, исполненные в этом жанре, были призваны выразительными средствами живописи аллегорически передать наиболее фундаментальные основы китайского мировосприятия, прежде всего, идею космической гармонии/противостояния сил инь-ян. Так, горы олицетворяли мужское начало (ян), воды — женское (инь). Водопад символизировал связь Неба и Земли. Изображения в жанре «горы и воды» выполнялись на горизонтальных и вертикальных свитках, панно, альбомных листах, веерах. Пейзажные картины создавались либо многоцветными с использованием минеральных красителей, либо тушью разной степени разведения. Монохромная живопись тушью тесно связана с искусством каллиграфии.
  Жанр хуа-няо воплотил поэтическое восприятие природы, с максимальной полнотой выражая средствами художественной образности идею «великое в малом». Одна ветка или один цветок воплощали общее начало «всех вещей» (мироздания). Отличительная особенность данного жанра — символичность изображений. Так, пион — символ богатства и знатности, бамбук — стойкости, цветок дикой сливы мэйхуа ассоциировался с ян, а корявый ствол — с инь. Символичные художественные образы живописи хуа-няо воспроизводились в предметах декоративно-прикладного искусства и, в особенности, в народной картине (благопожелательные композиции).
  Произведения в жанре женьу-хуа также выполнялись на свитках, ширмах, альбомных листах. Теоретики китайской живописи выделили сюжетно-тематические группы изображений: картины нравов и обычаев, персонажи даосского и буддийского пантеонов, парадный портрет, ритуальный посмертный портрет. Исторически этот жанр восходит к дидактическим циклам погребальных рельефов и росписей I-III вв., отразивших идеи конфуцианства. Период расцвета жанра - VII-Х вв. - характеризуется переходом от легендарно-исторических сюжетов к бытописанию.

 
© www.textb.net