Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


24.4. Буддизм как фактор развития художественной культуры

  Буддизм - первая мировая религия, укоренившаяся в Китае, в отличие от конфуцианства и даосизма, не являлся религиозно-философской системой китайского происхождения. Буддийское учение стало известно в Китае на рубеже нашей эры и получило широкое распространение в III-IV вв. Тем не менее, именно буддизм стал тем фактором, который существенно преобразил художественную культуру Китая Средних веков.
  Если организация буддийской общины и структура буддийского канона стали образцами для институционализации даосизма как отдельной религии,то буддийская философия и психотехника оказали несомненное влияние на культуру и искусство Китая в целом. В то время как даосская мысль была представлена в синтетическом неоконфуцианском учении в основном на уровне учения об устройстве космоса, достижения буддийской философии во многом сформировали раздел учения о человеке.
  В Средние века появилось несколько буддийских направлений, характерных только для Китая: школа Хуаянь, школа Тяньтай, школа Чань. Наибольшее влияние на традиционную китайскую культуру и искусство оказал чань-буддизм. Расцвет оригинального учения школы Чань падает на период правления династии Тан (618-907 гг.). Именно тогда было сформулировано основное кредо чаньского учения - теория «мгновенного просветления». «Прозрей собственную природу и стань Буддой» - этот лозунг захватил умы не только китайского простого народа, но и рафинированной художественной элиты средневекового Китая. В результате идеал «мгновенного просветления» был перенесен на всю творческую деятельность человека. Между вдохновением художника, поэта, скульптора, каллиграфа и просветлением буддийского монаха был поставлен знак равенства. Все эти случаи рассматривались как различное применение одного и того же принципа - «пробуждения сознания».
  Собственно религиозное буддийское искусство обогатило китайское искусство Средних веков новыми жанрами, такими как фресковая живопись, культовое зодчество и религиозная скульптура.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Ермаков М.Е. Магия Китая. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.
  Китайская философия. Энциклопедический словарь.- М.: Мысль, 2003.
  Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. - М.: Астрель, 2000.
  Энциклопедия. Духовная культура Китая. Искусство/ под ред.М.Л.Титаренко - М.: Восточная литература РАН, 2010.

Дополнительная литература

  Конфуций. Суждения и беседы.- М.: Ритол Классик, 2010.
  Мартынов А.С. Конфуцианство «Лунь юй». В 2 т.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011.
  Осемчук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун. - М.: Смысл, 2001.

 
© www.textb.net