Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


24.2. Конфуцианство в средние века

  Конфуцианство - философское и социально-политическое учение, в значительной степени определившее облик традиционной китайской культуры, - в Средние века претерпевает ряд существенных изменений, вектор которых был направлен на сближение с даосизмом и буддизмом.
  Именно в Средние века окончательно складывается корпус конфуцианских канонических текстов. Уже на пороге Средних веков в правление династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) происходит значительное расширение философского и культурного поля конфуцианства за счет включения в него достижений философских школ периода Сражающихся Царств (475-221 гг. до н.э.). Тогда же, на рубеже Новой эры, конфуцианство начинает процесс адаптации для своих целей даосской космологии. Данный процесс, растянувшийся более чем на тысячелетие, был продолжен в Средние века и завершен усилиями неоконфуцианских мыслителей XI-XII вв.
  Неоконфуцианство, как религиозно-философское движение, направленное на обновление конфуцианства, началось в XI в. деятельностью его основоположников - Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, братьев Чэн - и было сведено в единую мировоззренческую систему великим неоконфуцианским мыслителем второй половины XII в. Чжу Си. Помимо даосской космологии, неоконфуцианцами также был учтен опыт буддийской философии и психотехники. Таким образом, неоконфуцианство вобрало в себя достижения всех трех основных религиозно-философских систем средневекового Китая - конфуцианства, даосизма, буддизма. В дальнейшем неоконфуцианская доктрина стала теоретической базой для широкого культурного синтеза врамках концепции «трех учений», и вплоть до Синьхайской революции 1911 г. именно она являлась олицетворением всей китайской культуры, ее наиболее ярким феноменом.

 
© www.textb.net