Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


24.1. Особенности и специфика китайской цивилизации

  Самобытные черты китайской культуры Средних веков во многом обусловлены особенностями развития китайского общества и спецификой китайской цивилизации в целом. Направляющей силой китайской цивилизации на протяжении всей ее истории оставался приоритет государственной сферы. Одна из уникальных черт традиционного Китая - отсутствие разделения между религиозной и государственной составляющими китайского социума. Императорская власть в равной мере представляла и высший политический, и высший сакральный авторитет. Сложившаяся ситуация привела к ориентации традиционной культуры Китая на проблемы управления государством и гармонизации социального порядка. Воплощением этого важнейшего вектора китайской культуры стало конфуцианство.
  Необходимо отметить, что следствием недифференцированности сакральной и политической сфер стало отсутствие единой общенациональной религии, а также относительная веротерпимость и культурный плюрализм средневекового китайского общества. Поэтому,наряду с конфуцианством, представлявшим официальную идеологию империи, в средневековом Китае существовали и альтернативные мировоззренческие системы, ориентированные не на управление государством, а на духовные потребности человека. К таким религиозно-философским системам могут быть отнесены возникший, практически, одновременно с конфуцианством даосизм и распространившийся позднее буддизм. Эти три учения - конфуцианство, даосизм, буддизм - сформировали базис китайской культуры, а также определили основной вектор развития китайского традиционного искусства. Характер взаимодействия между конфуцианством, даосизмом и буддизмом был не антагонистическим, а скорее взаимодополняющим. По этой причине в эпоху Позднего Средневековья, в правление династии Мин (1368-1644 гг.), сложилась эклектическая система «трех учений» (сань цзяо), представляющая попытку синтеза трех основных религиозно-философских учений средневекового Китая.
  Понимание средневековой китайской культуры и искусства становится возможным только через призму традиционных религиозно-философских учений этой эпохи, полностью сформировавших идейное поле традиционной китайской цивилизации.

 
© www.textb.net