Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


23.3. Художественное ремесло средневековой Индии

  Художественное ремесло Индии - одно из древнейших в мире. Эта страна с давних времен славилась ткачеством из хлопка и шерсти, набойкой, резьбой по слоновой кости и дереву, обработкой металла (чеканка, резьба, филигрань, инкрустация), ювелирным делом и изготовлением лаковых изделий. Народные ремесленники достигли необыкновенного мастерства в каждом из этих производств, красота и изящество их изделий известны во всем мире.
  Кустарные ремесла были распространены как в городах, так и в сельских местностях, где в зависимости от природных условий или наличия какого-либо материала (слоновой кости, ценных пород дерева и т.д.) формировался тот или иной вид прикладного искусства: всемирную известность получила кашмирская шерсть, эмали Джайпура, слоновая кость Траванкор-Кочина.
  Древнейшие виды народного творчества - резьба по дереву и слоновой кости - были распространены во многих областях Индии. Из слоновых бивней народные мастера делали скульптурки, изображающие героев эпоса,различные божества, в некоторых случаях составляя из них целые композиции. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки.
  Большое распространение уже в эпоху Позднего Средневековья получил лак « нирмал» ( по названию одной из деревень), служащий для покрытия изделий из папье-маше и мягких пород дерева и используемый до настоящего времени. Приготовленный из соков тамариндового семени и окрашенный в черный, красный или золотой цвета лак наносится на подносы, блюда, коробочки и шкатулки, которые затем расписываются акварельными красками и снова лакируются.
  Как правило, религиозные обычаи Индии требовали для выполнения ритуальных церемоний применения не глиняной, а именно металлической посуды, поэтому здесь получили широкое распространение изделия всевозможной утвари из бронзы, меди и стали. Они имели разнообразные формы и богатую орнаментацию. Одним из оригинальнейших видов металлопластики является техника « бидри» ( ее название происходит от города Бидара). Из сплава меди и цинка с примесью земли, содержащей селитру, отливают сосуды, получающие после обработки красивый матово-черный оттенок. Затем по нанесенному рисунку набивают в специальные углубления серебряную проволку; сочетание серебра и черного фона дает красочный эффект, напоминающий кавказскую чернь.
  Большое распространение получили всевозможные виды ткачества. Шелковая парча ручной работы с золотой или серебряной нитью, предназначавшаяся для высших каст, отличается тонкостью и изощренностью рисунка, нежнейшими цветовыми сочетаниями, благородством орнаментальных мотивов. До сих пор индийская парча не имеет себе равных в мире и широко вывозится в другие страны мира.
  Не менее знамениты кашмирские шали из тонкого пуха горных коз, тканные вручную и окрашенные мореной, индиго или другими натуральными красителями. Обычно центральное поле шали делается синим, а по бордюру наносятся серовато-красные узоры, напоминающие по форме стручки перца с мелким цветочным заполнением внутри. Кашмирские ткани так тонки, что могут быть продеты через перстень. Производство их отличается большой сложностью и требует длительного времени. Как правило, на изготовление одной шали уходит около полутора лет. Пользуются известностью и индийские хлопчатобумажные ткани, прозванные за легкость и прозрачность «сотканным воздухом» или «струящейся водой». Среди них глубоко народным видом искусства являются набойки - хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены с изображением музыкантов, танцовщиц, зверей, эпизодов из крестьянской жизни. Они ярки по своему колориту, декоративности и изображению рисунка. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Гусева Н.Р.Эти поразительные индийцы. - М.: АСТ, 2007.
  Копцева Н.П. История, религия, мифология древней и средневековой Индии: учебное пособие . - Красноярск: КГУ, 2003.
  Немировский А.И. Индия. Научно-художественная энциклопедия. - М.: Лабиринт,2001.

Дополнительная литература

  Ключников Ю. Я в Индии искал Россию.- М.: Беловодье, 2009. Матвеев С.А. Самаведа. - М.: АСТ, 2005.
  Успенская Е.Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. - СПб.: Евразия, 2000.
  Фишер Р.Е. Искусство буддизма. - М.: Слово, 2010.

 
© www.textb.net