Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


22.2. Характерные черты индийской культуры XIII - XIV вв.

  Мусульмане познакомили индийцев с новыми направлениями в культуре и искусстве, например, с оформлением рукописей, книжной миниатюрой, существовавшими на Ближнем Востоке, а также с новыми приемами в архитектуре и художественными выразительными средствами ближневосточной литературы.
  В то же время важным фактором в развитии культуры индийцев было широкое распространение, начиная с конца X столетия, религиозно-философского учения вишнуизма. После победы мусульман культ бога Вишну снискал большую популярность среди широких слоев населения - ремесленников, торговцев, крестьян, видевших в Вишну своего заступника перед всесильными мира. В этот период широко распространяется народная поэзия. Авторами поэтических сборников нередко были ткачи, портные, брадобреи и др. Излюбленными героями становятся теперь Кришна и Рама, которых народная фантазия наделяет различными добродетелями.
  В период Делийского султаната господство мусульманской религии прямо отразилось на характере индийского зодчества. В Индии появляются мусульманские мечети, которые существенно отличались от индуистских храмов не только по архитектурным формам, но и по эстетическим принципам. Запрет на скульптурные изображения, украшавшие прежние индийские храмы, новые конструктивные принципы мусульманской архитектуры стали диктовать индийским мастерам иные закономерности, принципы и формы зодчества. Тонкая, ажурная и инкрустированная резьба - вот чем поражала теперь индийская архитектура в своем декоративном уборе.
  В культовом строительстве основными типами архитектурных сооружений становятся: мечеть, минарет, медресе и мавзолей. Мусульмане принесли с собой применение кладки на растворе, что позволило внести новые конструкции (купола и стрельчатые арки). Широкое распространениеполучили здесь сводчатые перекрытия, небольшие консольные ниши- сталактиты и разного рода декоративный орнамент.
  Наибольшее строительство в период Делийского султаната происходит в XIV в. при султанах династии Туглакидов (1320-1413 гг.). Наиболее значительным образцом архитектуры периода Туглукидов является мавзолей Гияс-ад-Дина Туглака, построенный недалеко от Дели. Сооружение представляло собой крепость, имеющую форму неправильного пятиугольника длиной 100 м с расположенным в ее дворе мавзолеем.
  В целом, архитектура того времени сохраняет суровый характер и даже культовая архитектура напоминает по своей форме небольшие крепости.
  В период Делийского султаната традиции живописи находят свое продолжение главным образом в книжной миниатюре, в которой также использовались приемы мусульманской этики, т.е. украшение страниц сопровождалось изящным растительным и геометрическим орнаментом, плоским условным изображением человеческих фигур и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Арбатова М.И. Дегустация Индии. - М.:АСТ, 2006.
  Дмитриев А.В. Трое в Индии - СПб.: Аврора - Дизайн, 2010.
  100 великих загадок Индии /под ред. Н.Н.Непомнящего - М.: Вече, 2010.

Дополнительная литература

  Монахов В.В, Монахова И.А. Под небом Южной Индии- М.: Маска,2009.
  Религии Индии / под ред. Желябовской Л.В.-М.: Мир книг, 2006.

 
© www.textb.net