Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


21.3. Культовые сооружения

  Период VI - VIII вв. также является переходным периодом и в храмовом строительстве. Традиции пещерного зодчества, выработанные в предшествующие столетия, переживают заключительный этап своего развития. Древние представления о пещерном храме как об уединенном убежище бога или мудреца в период ослабления позиций буддийской религии теряют свое значение. В VII-VIII вв. были построены последние монолитные скальные храмы, богато украшенные скульптурой.
  В этот период по всей стране распространяется философско- религиозное учение брахманизм, которое в новой видоизмененной форме стало называться индуизмом. Главным божеством индуизма была троица «Тримурти»: Брахма - создатель мира, Вишну - его охранитель и Шива - разрушитель во имя создания нового.
  Одним из самых замечательных произведений VII-VIII вв. является знаменитое горельефное изображение трехликого Шивы, находящееся в пещерном храме на острове Элефанта напротив гавани города Бомбея (совр. название г. Мумбаи). Шива представляет собой гигантский трехголовый бюст (высота около 6 м). Три его головы соответствуют трем его основным проявлениям: центральная голова - Шивы созидающего, левая - Шивы разрушающего, правая - Шивы охраняющего.
  Лицо Шивы-созидателя выражает внутреннюю силу. Лицо бога разрушителя искажено гневом. Шива - охранитель воплощен в образе молодой женщины, склонившейся над цветком лотоса.
  С VIII в. появляются новые направления в архитектуре культовых сооружений. Начинается строительство наземных храмовых сооружений, однако они выполняются теми же приемами, что и пещерные храмы. Вместо традиционного вырубленного в скале подземного зала из монолитной скалы высекался со всеми его архитектурными деталями наземный храм. Примером новой постройки может служить храм Кайласанатха ( размеры 61 м в длину и 30 м в высоту) в Эллоре. Храмовой комплекс состоит из нескольких отдельно расположенных частей: входных ворот, святилища быка Нанди,главного здания храма и окружающих двор келий и пещерных помещений. Весь причудливый мир религиозных образных представлений воплощен как в бесчисленных скульптурных рельефах и изваяниях, так и в общей идее храма, посвященного богу Шиве.
  В дальнейшем, с развитием феодальных отношений, усиливается брахманская идеология и эстетика. Это все сильнее проявляется в изобразительном искусстве, от которого жрецы-брахманы требовали воплощения своих философских идеалов. Все более отвлеченными становятся скульптурные образы. Ярким примером является бронзовая статуэтка из южной Индии танцующего Шивы - «Шива-натараджа» («Царь танцоров» XI в.), символически выражающего идеи индуизма и передающего одновременно вечность движений Вселенной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Васильков Я.В. Миф. Ритуал и история в Махабхарате.- СПб.: Европейский дом, 2010.
  Гоголев К. Индия. Китай. Япония.- 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004.
  Ольденбург С.Ф. Культура Индии. - М.: Эдиториал УРСС, 2009.
  Ульциферов О.Г. Культурное наследие Индии - М.: АСТ, 2010.

Дополнительная литература

  Алаев Л.Б. История Индии - М.: Дрофа, 2010.
  Альдебиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость.- СПб.: Алетейя, 2003.
  Гринцер П.А. Избранные произведения. Древнеиндийская литература. В 2 т.- М.: РГГУ, 2008. Т.1.

 
© www.textb.net