Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


20.3. Книжная миниатюра: ее функции и значимость

  Рукопись - это целостное произведение искусства, и ее достоинства определялись не только содержанием, но и мастерством внешнего оформления, в частности, количеством миниатюр.
  Миниатюра - (от лат. minium - сурик) - это художественное произведение малых размеров, которым в древности раскрашивали или точнее сказать расцвечивали рукописные книги, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок (киноварь, сурик - основа руды, ртути).
  Миниатюра бывает книжной, портретной, лаковой живописью.
  Книжная миниатюра - это сделанные от руки рисунки и цветные иллюстрации гуашью или красками. Книжная миниатюра была известна ужев Древнем Египте. На Востоке миниатюра оставалась главным видом изобразительного искусства вплоть до начала XX в. Восточная миниатюра представляет собой образное воплощение религиозно - философской доктрины ислама об иллюзорности и преходящем характере видимого мира. Прежде всего, миниатюра обладает чертами условности. Для ее создания вырабатывается ряд традиционных схем: пространство миниатюры передается плоскостью листа - для этого бумага полируется хрустальным яйцом; в одном плане передаются фигуры и предметы; между фигурами нет живого взаимодействия; особое внимание уделяется линиям, яркой цветовой гамме, округлым линейным силуэтам. Миниатюра не знает полутона и игры света, поэтому ее пространство условно, как будто распластано по бумажному листу. Каноном при написании миниатюры является детальное изображение жестов и мимики лица ( передача страха, удивления, изумления, негодования и т.д.), а также тончайшая проработка линий.
  Наиболее важной функцией миниатюры было иллюстрирование рукописи. Миниатюра в зрительных образах доносила литературный сюжет, стремилась художественными средствами передать возвышенность поэтических образов. В книжной миниатюре запечатлен сказочный идеализированный мир, в котором действуют герои поэм, мир, абстрагированный от реальной жизни.
  На протяжении своего развития миниатюрная живопись искала соответствие художественного языка поэтическому, в котором сочетались изысканная декоративность и тщательная отделка, цветистая метафоричность и тончайшая изощренность. Миниатюра прошла долгий, сложный путь развития, связанный с историческими условиями и во многом - с этапами развития литературы. Первые миниатюры, появившиеся в мусульманских рукописях, отличаются монументальностью стиля, идущего от традиций доисламской настенной росписи.
  В дальнейшем на становление миниатюрной живописи стали оказывать влияние тенденции исламской доктрины о красоте и гармонии мира. Миниатюра как обладает информационной особенностью, так и содержит определенный психологический эффект, несет в себе отпечаток космической энергии. Она способствовала достижению блаженства и наслаждения, так как объединяла в себе ряд компонентов, воздействующих на сознание человека.
  Миниатюры определяются или по именам правящих династий, или по географическим названиям (например, иранская миниатюра, среднеазиатская, могольская (индийская) и т.д.). В дальнейшем своем развитии в XVII в. миниатюра теряет свою функцию - иллюстрирование книг. Теперь миниатюра - иллюстрация уступает место миниатюре - картине, портрету, выполненному на отдельных листках. Начиная со второй половины XVII в., с появлением на Ближнем Востоке копий европейских картин, с сужением тематики в миниатюре идет процесс все большего ограничения художественных задач, вместе с тем исчезают навыки и приемы техники, идет процесс замирания миниатюрной живописи. В России познакомились сближневосточной миниатюрой в середине XIX в. Мусульманские рукописи, украшенные миниатюрами, были завезены в Россию в качестве трофеев во время русско-персидских войн (1804-1813; 1826-1828 гг.). Европейцы признали и оценили мусульманскую миниатюру лишь в начале XX в. - на художественных выставках в 1910 г. в Мюнхене и в 1912 г. в Париже. Европейцев поразили в миниатюрах яркие, сверкающие краски, тончайший рисунок и совершенное исполнение деталей; перед ними предстал в зримых образах неповторимый мир арабо-мусульманской литературы и поэзии.
  Многообразная, богатая традициями, прошедшая сложный путь развития миниатюра оставила неизгладимый след в истории мировой культуры. Это великое художественное наследие, отдаленное от нас многими столетиями, не потеряло эстетического значения, силу эмоционального воздействия и в наши дни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Имам Али. Путь красноречия.- М.: Исток, 2010.
  Иран в Эрмитаже. Формирование коллекции/ под ред. М.Б.Пиотровского. - СПб.: Славия, 2004.
  Шукуров Ш.М. Образ человека в искусстве. - М.: Эдиториал УРСС, 2004.

Дополнительная литература

  Бюйюкчелеби И. Под сенью ислама.- М.: Диля, 2009.
  Назарли М.Д. Два мира восточной миниатюры. Труды института восточных культур и античности. - М.: РГГУ, 2006. Вып. Х.
  Корбен А. История исламской философии.- М.: Прогресс- традиция, 2010.
  Ширази Реза. Коранические сказания. - М.: Исток, 2010.

 
© www.textb.net