Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


20.2. Каллиграфы и каллиграфия

  Важной основой при оформлении рукописей становится каллиграфия - искусство красивого и четкого письма. Создание рукописных книг требовало большого штата профессиональных и образованных переписчиков - каллиграфов, обладавших быстротой переписки, четкостью и аккуратностью почерка. Каллиграфы, как правило, делились на две большие группы: первые из них выполняли заказы для придворной знати и элиты общества, вторые - это переписчики средней руки, стараниями которых распространялись книги для остальных слоев населения. Каллиграф отражал не только культурный уровень общества, но и его грамотность, образованность, читательский спрос. Переписчик формировал «моду» на то или иное произведение. Любой грамотный человек в мусульманском средневековом городе знал адрес каллиграфа, где можно было заказать или купить книгу. Труд каллиграфа-переписчика обладал общественным звучанием, его социальный статус отличался от положения его коллеги по профессии в Европе и России. Получить профессию каллиграфа было не так просто. Существовали особые школы, куда принимали на обучение мальчиков с 8 - 10 лет, как правило, из семей знатного происхождения. В школах учили, как правильно выбирать бумагу и тростник, изготавливать тушь и цветные чернила, показывали методы очинки калама (пера) и тренировали учеников в написании разных почерков. Последнее в обучении было особенно важно, так как на мусульманском Востоке существует 36 почерков. Они отличаются друг от друга строгой математической пропорцией написания как отдельных букв, так и элементов. Основой пропорции является окружность и ромбовидная точка. Одним из важных видов почерков является почерк «куфи», который используется для переписки Корана и эпиграфического орнамента. В современном исламском мире каллиграфия продолжает оставаться одним из важных видов искусства. Мусульмане относятся к каллиграфии как к запечатленному Слову, имеющему божественное происхождение. В последние годы в моду вошли такие виды каллиграфии, как тугра и шамаиль, представляющие собой культовые произведения.
  Тугра в переводе с тюркского языка означает «клеймо». С незапамятных времен скотоводы и купцы клеймили животных, затем клеймо, как символический знак с именем владельца, стали ставить на тюках с товаром.
  Современные тугры - это миниатюрные портреты с указанием инициалов человека. По традиции в них запечатлены два слова: сын (или дочь) такого-то. Кроме этого, тугры - это своего рода написание религиозных притч и афоризмов, заключенных в контуры птиц, кораблей, плодов, симметричное изображение одних и тех же слов, наподобие зеркального орнамента.
  Шамаиль - это художественное оформление того или иного изречения Всевышнего Аллаха или святого пророка Мухаммада, в некоторых случаях это изображение природы или памятников архитектуры. В оформлении шамаиля используют растительный орнамент. В современном мире шамаили могут выполнять роль плакатов, призывающих мусульман к соблюдению моральных и нравственных норм исламского общества.
  Таким образом, каллиграфия - это особая образная эстетика мусульман, особый стиль их мышления, отражающие религиозные чувства народов Ближнего Востока.

 
© www.textb.net