Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


19.3. Облик средневекового города на Ближнем Востоке

  Сосредоточение в одних руках светской и духовной власти и отсутствие городского самоуправления наложили отпечаток на структуру и композицию мусульманского средневекового города. Самым активным его началом является улица, используемая нетолько для передвижения верхового транспорта и пешеходов, но и как сосредоточение торговли. Как правило, это кривые, узкие улочки, на которых все дома огорожены гладкой непроницаемой стеной, поэтому все, что попадает в поле зрения, представляет собой однообразный однотипный вид. В силу вступает принцип «бесфасадности» зданий, который стирает в застройке улиц отчетливую грань между жилым домом простого человека и дворцом богатого горожанина. Улица воплощает идею замкнутости, отгороженности от внешнего мира. Сама сеть улиц, зажатая плоскими домами, и система тупиков также тяготеют к замкнутости. Движение на улицах напоминает движение в лабиринте. Противостоящие в тупиках дома расположены не по одной оси, а как бы вкось, дабы не видеть, что происходит у соседа. Побелка стен и домов (нередко от дурного сглаза) с добавлением синьки придает постройкам впечатление странной лишенной материальности белизны, которую можно сравнить со снегом или сахаром. Плоские крыши домов создают ритмическую композицию из кубических объемов. Архитектурные объемы и формы сходны между собой, они строятся на принципах тождества и подобия, а ритмическому строю присуща известная монотонность. Ведущей особенностью при планировке дома является выделение центрального открытого двора, вокруг которого формируются открытые помещения. Это изначальное звено в цепи развития композиции дворовой мечети. Идея внутреннего двора связывает патриархальную семью. При жилищах богатых людей в этом дворе создаются настоящие сады, по оси которых прорыты оросительные каналы. В образе сада усматривают древнюю космологическую символику мусульманского рая. Все помещения группируются вокруг внутреннего двора и имеют вытянутый характер. В мусульманском доме существует особая система интерьера. Пластический ансамбль интерьера мусульманских построек строится на трех принципах: общности, взаимосвязанности и сходства. Одной из важных деталей в интерьере дома является существование «нижний зоны» - низкого зрительного горизонта, неотъемлемой частью которого служит красочное цветовое пятно-ковер ( в домах бедняков - циновка). Образ узорчатой ткани, которой маскируют и декорируют помещения, является выразительным зрительным воплощением эстетической концепции мусульманского мира. У мусульманских народов, наряду с «образом ожерелья» (множественность в единстве) и «образом ларца» (скрытое сокровище), широкое распространение имел «образ покрывала». Идея «покрывала» восходит к глубокой древности. Одно из них - буквальное одевание здания - воплощено в святыне мусульман Каабе, покрываемой черной тканью с вытканными на ней золотом и серебром словами Корана. Вообще такого рода обычай имеет доисламские древнесемитские корни и связан с библейским представлением о переносной «скинии». У кочевых племен ткани также с давних времен служили основным строительным материалом, главным средством «архитектуры» и одновременно выполняли функции защиты и ограждения. Не случайно во многих мусульманских домах декорированы и стены жилища. Кроме ковров,используются легкие и шелковые ткани, вышитые покрывала. Ткани оживляют внутренний мир дома, создают настроение пространства. Орнамент тканей соответствует внутреннему миру мусульманина. Молясь на ковре с определенным четким набором рисунков, верующий воспринимал окружающее пространство как Божественную красоту. Таким образом, облик мусульманского средневекового города, планировка домов и их внутренние интерьеры в целом отвечают принципам мусульманского искусства, эмоциональный настрой которого избегает напряженности. В самом образе города преобладает спокойное, созерцательное начало, существует некая степень отвлеченности, связанная с представлением мусульман о безграничности мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Коновалова И.Г. Средневековый Восток: учебное пособие.- М.: АСТ, 2002.
  Стародуб - Еникеева Т.Х. Сокровища исламской архитектуры .- М.: Белый город, 2004.
  Шукуров Ш.М. Образ храма. - М.: Прогресс - Традиция, 2002.

Дополнительная литература

  Мусульманская этика как система //Этическая мысль /под ред. А.А. Гусейнова. - М.: ИФРАН, 2005. Вып. 6. - С. 51-79.
  Сагадеев А.В. Средневековая арабо-мусульманская философия. М.: Изд-во « Марджани», 2009-2010. Т.1-2.
  Barbara Brend and Charles Meluvieu. Epic of the Persian kings. The art of Ferdous’s Shahnameh. Cambridge. IB.Tauris. 2011.

 
© www.textb.net