Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


18.3. Виды орнамента

  Орнамент (лат. оrnamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
  Орнамент - « музыка для глаз» - играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Ближнего Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания.
  Одним из основных видов орнамента является арабеска. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам, арабеска явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившим художнику заполнять сложным, плетеным , подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Арабеска, прежде всего, включала в себя растительные мотивы. Это был один из первых видов орнамента мусульманского Востока. В разработке арабески, применявшейся для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций.
  В дальнейшем на Ближнем Востоке получил распространение еще один вид орнамента - гирих - линейно- геометрические узоры, построенные на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд.
  К особенностям мусульманского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента - текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что ислам из всех искусств особенно поощрял каллиграфию; переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.
  Виды орнамента тесно переплетены между собой. Они построены по принципу бесконечного повторения одних и тех же форм. При помощи их наслоения создается впечатление насыщенности, многообразия, при этом в основе всегда сочетаются два начала: логически-строгое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Акимушкин О.Ф. Средневековый Иран. Культура. История.
  Филология.- СПб.: Наука, 2004.
  Имам Али. Путь красноречия.- М.: Исток, 2010.
  Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов- на - Дону: Феникс, 2007.

Дополнительная литература

  Богомолов М.Н. Страны и народы Востока. - М.: Восточная литература, 2010. Вып. ХХХШ.
  Искусство Востока / под ред. И.Ф. Муриан. - М.: Дмитрий Буланин, 2004.
  Культура стран Древнего и Средневекового Востока.- CD-ROM- Производитель : Новый диск, 2005.
  Painting the Persian Book of Kings today/ Ancient text and Modern Images.Foreword by Charles Melville. London. 2010.

 
© www.textb.net