Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


18.2. Роль декора

  Декоративное искусство - род пластичных искусств, которые наряду с архитектурой формируют окружающую человека материальную среду.
  Специфика средневекового искусства мусульманского Востока очень сложна. Прежде всего, оно проникнуто религиозно-мистическим мировоззрением, связано с условной, часто символической формой. Жизненное содержание эстетических норм мусульман выражается особым языком декоративного искусства. Принцип декоративности свойственен нетолько внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве составляют неотъемлемое качество замечательных произведений художников той эпохи.
  В искусстве мусульманского Востока декоративность приобрела особенно яркие черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и повышенной колористической звучностью. Ограниченные рамками сюжетных линий мусульманские художники нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.
  Обращение к изображению людей и животных, как уже указывалось, было весьма ограничено в мусульманском искусстве, однако мы видим подобные изображения на миниатюрах рукописей, на узорах прикладного искусства. В таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Фигуры людей художники мусульманского Востока трактовали плоскостно, условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.
  Архитектурный декор. Архитектурный декор IX-X вв. знает два основных направления. Одно можно назвать «общехалифатским», другое исходит из местных традиций. Первое являло собой как бы сгусток архитектурных идей, средств, способов, мотивов и форм декора, проявившихся в крупнейших центрах Халифата - Дамаске, Самарре (под Багдадом), Фустате ( Каир), в замках и дворцах, расположенных в сирийской пустыне.
  В области архитектурного декора общехалифатский стиль обнаруживается больше всего в резьбе по гипсу и по дереву. В нем соединяются формы, разные по истокам (арабские, иранские, среднеазиатские), но оказавшиеся близкими друг другу. Строительное искусство требовало универсальных знаний. Архитектурный декор стран Халифата отказался от языческих образов прошлого: теперь главным его содержанием становятся геометрические узоры, растительные арабески, эпиграфический орнамент. Сущность нового стиля представляла собой некую систему, сочетавшую в себе строгую построенность орнамента и блестящую разработку техники отделочных работ.
  Для каждого конкретного материала устанавливаются особые приемы переработки мотивов, взятых из общего запаса форм. Теория арабесок становится наукой, выполнение - искусством. Новое направление основано на принципах построения растительных и геометрических арабесок, вписанных в медальоны фигур. Узор на плоскости и пространственные формы (сталактиты) вытеснили скульптурную объемную пластику целиком. Тем самым скульптуре был нанесен удар, более ощутимый, чем это сделали богословские запреты, касавшиеся всех видов изображений.
  Новый стиль распространился на все виды художественного творчества, включая архитектуру, изобразительные и прикладные искусства. Он объединил схожие явления в художественной литературе, поэзии, музыке. Закономерности построения узоров обнаруживают музыкальность в ритмах. Универсальность этих явлений объясняется тем, что они отвечали интересам вновь возникших и бурно развивавшихся торгово - ремесленных городов Восточного Средневековья, и тем, что развитие нового стиля проходило под знаком единого направления, продиктованного догмами ислама.

 
© www.textb.net