Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2.1. От Константина I до Ираклия I (нач. IV в. – нач. VII в.)

  Во многовековой истории культуры Византии, несмотря на ее характерную цельность и при сохранении вышеуказанных особенностей, можно выделить четыре основных периода.
  Так называемый первый золотой период Византийской империи, ранневизантийский период, простирается от переноса Константином I Великим столицы империи в только что перестроенный в Константинополь Византий (330 г.) до начала VII в., когда начинается последовательная дезурбанизация позднеантичного мира. В этот период происходят наиболее кардинальные перемены: христианство вытесняет эллинистические культы, становясь официальной религией уже по сути иного государства, несмотря на все сохраняющиеся черты позднего Рима в восточной части некогда могущественной империи. Форма христианского культа, практиковавшаяся в этой части империи, постепенно выкристаллизовывается в так называемое Греческое, или Восточное, ортодоксальное христианство. Это время, когдатерритория Византийской империи, благодаря завоеваниям Юстиниана I, была самой большой за всю эпоху ее существования.
  В ранневизантийский период образованная элита империи по- прежнему широко использует римские законы и греческую культуру для сохранения хорошо организованной власти, сконцентрированной при императорском дворе и в крупнейших городах империи, обеспечивая сохранность имперской администрации, включая фискальную систему.
  Огромное влияние на формирующиеся особенности византийской культуры в это время оказало монашество, распространившееся из Египта и Палестины по всем частям империи и впоследствии ставшее важной составной частью реализации веры византийцами и византийской культуры в целом.
  Начиная с первых веков существования Византийской империи, в ее границах развивается и процветает искусство создания иллюминированных (иллюстрированных) рукописей. Одним из новшеств культуры этого периода стала замена античных свитков кодексами - прототипами книг. В основном тексты этих рукописей связаны с формирующимся комплексом христианской письменности: от Нового и Ветхого Завета до многочисленных и разнообразных их толкований.
  В истории художественной культуры ранневизантийский период стал временем формирования византийского художественного канона и иконного образа как выражения не только эстетического, и не столько религиозного, но, прежде всего, духовного идеала. Искусство Византии все насквозь пронизано и вдохновлено христианскими идеями, но в христианстве византийский художник видит, прежде всего, не обряд, не ритуал, а устремленность к Богу. Отсюда - утонченность, возвышенность образов, плоскостность композиций, обилие золота, насыщенность и разнообразие цветовой гаммы, использование всевозможной христианской символики. Одним из основных символов византийского искусства на всем протяжении его существования был свет как отражение фаворского божественного света.
  Высокоразвитая художественная культура процветающего государства распространилась на всю обширную территорию империи, включая самые южные пределы Египта и Северной Африки, которые находились под контролем Византии вплоть до арабского завоевания этого региона в VII в. Но одним из наивысших достижений в художественной культуре этого времени совершенно справедливо считается константинопольский храм святой Софии (Святая София Константинопольская, Айя-София), выстроенный Юстинианом I (в 537 г.) для прославления империи и как выражение ее могущества. На протяжении многих веков этот собор оставался крупнейшим в христианском мире (он и до сих пор поражает своим величием и великолепием). Среди художественных приемов следует отметить античную традицию широкого применения мозаик; только теперь они используются в оформлении как светских, так и религиозных построек, причем мозаики все чаще применяются для оформления стен, а не полов, как это было принято в Риме. Большое распространение получают предметыдекоративного искусства, которые дольше, чем другие виды искусства, сохраняют не только античные черты и технику изготовления, но зачастую совмещают в себе как позднеантичную, так и раннехристианскую символику.
  Заканчивается ранневизантийский период политическими событиями, которые нашли непосредственное отражение в дальнейшем развитии византийской культуры. Деспотичного, жестокого императора Фоку сменяет Ираклий I (575 - 671 гг., время правления: 610 - 641 гг.). Он заимствует греческий титул Basileus для обозначения себя как главы государства, а его реставрационные устремления не проходят даром: Византия ненадолго восстанавливает свое былое могущество.
  В целом этот период можно охарактеризовать как время становления самостоятельного государства Византии, время формирования «византийской идентичности», того, что в дальнейшем будет именоваться византийской культурой.

 
© www.textb.net