Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


1.3. Синтез как основная характеристика византийской культуры

  Основная черта византийской культуры, учитывая вышеизложенное - синтез, органическое соединение античной и формирующейся христианской культур. С одной стороны, рецепция эллинизма в территориально-хронологических границах новой империи, а с другой - основы уже формирующейся новой религиозной культуры. Эти характерные особенности нашли отражение в художественной, религиозно-философской и правовой культуре Византийской империи. Соединение классической и христианской культур и дало в результате то, что мы сегодня называем византийской культурой.
  Своеобразие этой культуры обусловлено также воздействием восточной цивилизации. Здесь соединились культурные тенденции как Средиземноморья, так и ближневосточного региона. Культура эллинизма - еще одна составляющая византийской культуры. Греческие корни проявились в культуре Византии не только на уровне языка, но и в значительной дозе влияния эллинизированного Востока (район Малой Азии, Сирии и Египта), на почве которого Византия возникла и развивалась.
  Результатом многонационального состава византийской ойкумены стала другая отличительная особенность византийской культуры - мультилингвизм (полиглоссия, или многоязычие), при том, что греческий был основным языком этой цивилизации.
  Ко времени образования Византийской империи восточные средиземноморские провинции были более урбанизированы и социально развиты, чем западные. Центр городской культуры - Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, «Царицей городов» (Vasileuousa Polis).
  Несмотря на существенные территориальные изменения на протяжении одиннадцати веков своего существования, византийская культура оставалась хранительницей идеалов Поздней Античности и «оплотом» того типахристианской веры, который зародился в недрах иудео-христианской традиции. При всей своей полиэтничности, Византийская империя на протяжении своего 1100-летнего существования сохраняла римско- эллинистические традиции. Это выразилось также и в том, что основой правового сознания Византии стало римское право: в этой части Рим оказал на Византию наибольшее влияние. Основой же политической идеологии стало учение о симфонии властей - светской и духовной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Удальцова З.В. Византийская культура. - М.: Наука,1988.
  Райс Д. Т. Византийцы. Наследники Рима.- М.: Центрполиграф, 2003.

Дополнительная литература

  Аверинцев С.С.Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 2004.
  Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. - СПб.: Алетейя, 2001.
  Поляковская М.А.Византия, византийцы, византинисты. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003.
  Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. - М.: Мысль, 2001 .

 
© www.textb.net