Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


6.2. Становление личности в русском обществе XVII в.

  Одной из важных причин возникновения новшеств стал процесс становления личности в русском обществе XVII в. Личность как психологический феномен возникает на переломе от Средних веков к Новому времени. В России переход к Новому времени начался в XVII столетии, и становление личности немедленно нашло отражение в художественной культуре. Житийный жанр может служить индикатором этого процесса.
  В средневековых житиях общее, типичное преобладало над особенным, индивидуальным точно так же, как и в иконописи. Для святого причастность к святости выглядела неизмеримо важнее, чем конкретные детали биографии; святость была неизменяемым содержанием, а подвижник - ее вместилищем, сосудом, форма которого не имела существенного значения (не случайно эпитет «сосуд избранный» является постоянной принадлежностью житий святых).
  Теми же причинами было вызвано и возникновение жанра портрета. Именно портрет призван был запечатлеть только что народившуюся личность в ее особости, способствовать самосознанию портретируемого героя не как частицы некоей общности (рода, лика святых), но как самодостаточной единицы. Первыми русскими портретами традиционно считаются оглавные парсуны царя Федора Ивановича и боярина М.В. Скопина-Шуйского. Светский портрет XVII столетия - это парадный портрет, если не по форме, то по существу. Портретируемые часто изображаются в рост и смотрят на предстоящего сверху вниз, что обусловливается сильно завышенной линией горизонта. Модель демонстрирует себя как некую ценность: лица портретируемых серьезны, взгляд обращен на зрителя, фигуры по-иконописному фронтальны. Тяжелые занавеси, накрытые узорными тканями столы, дорогие кафтаны, цветные пояса, оружие и другие аксессуары создают своеобразную оправу(заимствованную из польско-украинской портретописи), куда вставлен собственно портрет - фигура и лицо изображенной персоны. Надо заметить, что в русском портрете объект изображения мыслится прежде всего не как представитель рода или сословия, а как конкретная «персона», выделенная и отмеченная уже самим фактом запечатления на полотне. Поэтому русский портрет получил распространение в период отмены местничества, когда появилась необходимость в самоутверждении личности, выступавшей отныне вне родового контекста.

 
© www.textb.net