Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3.2. Древнерусская культура домонгольского периода

  Процесс христианизации, подразумевающий не формальное принятие новой веры, но усвоение ее основной идеи, продолжался в русской культуре, согласно исследованиям последних лет, до XII - нач. XIII вв. Именно к этому времени относятся и первые образцы собственно древнерусской архитектуры и иконописи, созданные в отличной от византийской традиции манере.
  Русское религиозное искусство (архитектура и живопись) представляло восточно-христианскую (православную) концепцию мира как всеобъемлющего храма (соборность) - гармонического единства всего сущего, скрепленного любовью к высшему совершенству, к Богу. После окончания иконоборческого кризиса на христианском Востоке продолжается формирование системы крестово-купольного храма с четкими принципами размещения в его интерьере монументальной живописи. В храмовой символике существуют две основные составляющие образно-символического церковного искусства. Это жертва Христа, реализуемая в последовательности престол-алтарь-храм, и преображение мира, отраженное в вертикали храм - купол (символ небес над преображенным в миром). Постепенно набирает силу второй аспект, создавая все большую обращенность храма в мир, придавая вертикальность его композиции и декоративность его фасадам. Храм - образ преображенного мира, Царства Божия, Небесного Иерусалима. И хотя столь развитая символическая система осуществилась далеко не сразу, первые проявления церковного искусства можно отнести к начальным временам жизни Церкви. В куполе более ранних крестово-купольных храмов - не просто образ Вседержителя, а Вознесение - то есть грань между Евангельской историей и пребыванием Христа одесную (по правую руку) Отца, а также это образ Второго Пришествия, подводящего итоги истории в свете вечности. Вознесение завершает собственно Евангельскую историю, открывая путь истории Церкви, в которой на первом месте - Пятидесятница и апостольская проповедь. Апостолы изображаются в барабане купола, там же ниже - пророки, предвозвестившие Христа еще в Ветхом Завете. Под куполом часто помещаются четыре евангелиста. Все эти образы повествуют верующему о Спасении, и все они многозначны. Основные архитектурные памятники данного периода: Софийский собор в Новгороде (1045-50 гг.), храм Покрова на Нерли (1166 г.), Владимирский Успенский собор (1158-1160,1185-1189 гг.), Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197 гг.).

 
© www.textb.net