Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Карл Ясперс

  Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ и психиатр, в работе «Смысл и назначение истории» приходит к выводу, что первый толчок к разрушению замкнутости культур начался в 4 тысячелетии до н. э., когда возникли древнейшие цивилизации Месопотамии и Египта, затем крито-микенская, позднее - в Древней Индии и Китае.
  Второй переворот в сознании людей происходит в VIII-II веках до н. э. Ясперс называет это период «осевым временем».
  «Осевое время», или «эпоха поворота» (т. е. «поворотное время»), по Ясперсу, - это особый период в истории Древнего Востока и Запада между 800 и 200 годами до н. э.
  В эту эпоху почти одновременно в разных странах жили величайшие мудрецы и пророки древности: Конфуций и Лао-Цзы в Китае; Будда в Индии; Заратустра в Персии; Гомер, Фалес, Гераклит — в Греции.
  В «осевое время» зародилась первая мировая религия (буддизм), появилась философия, стали формироваться представления о человечестве в целом и общечеловеческих ценностях и идеалах. С «осевого времени» начинается становление единого культурно­исторического процесса. Синхронно возникшие в эту эпоху ценности являются фундаментальными элементами единства истории и культуры человечества. Они образуют «идеальную» ось, вокруг которой с тех пор «вращается» реальная история человечества.
  В отличие от Данилевского, Шпенглера, Тойнби, а также Питирима Сорокина (речь о котором впереди), Ясперс убежден, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Он приходит к выводу о единстве истории и человечества, единстве культуры. Центральными понятиями для Ясперса являются «единство истории», «единство культуры» и «единство человечества».
  Он делит всю историю культуры на четыре периода.
  1. Доистория. Начальный период древнейшей культуры (до появления письменности, письменных источников) - время появления человека и человечества, биологических свойств, накопления навыков и известных духовных ценностей.
  История же, считали в XIX веке, начинается тогда, когда впервые начинают записывать факты и события (отсюда выражение «доисторический человек»).
  2. Древние культуры. Период великих архаических культур связан с возникновением почти одновременно в трех областях Земли древнейших архаических культур (шумеро-вавилонской, египетской, эгейской, древнеиндийской и древнекитайской).
  3. Осевое время - так назвал Ясперс время между 800 и 200 годами до н. э., когда происходит резкий поворот в истории человечества, наступает расцвет духовной культуры древних цивилизаций, начинается становление всеобщей истории человечества. Человек стремится к свободе и счастью. Синхронно возникающие в разных странах в эпоху «осевого времени» ценности доказывают единство человечества, его истории и культуры. Эти ценности образуют как бы «ось», вокруг которой вращается с тех пор реальная история человечества.
  4. Технический век - это научно-техническая эра, которая зарождается в конце Средневековья, заявляет о себе в XVII веке, приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII века и получает бурное развитие в XIX-XX веках.

 
© www.textb.net