Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Основные категории и понятия культурологии

  Аккультурация - см. культурная диффузия.
  Большая традиция - культурный фонд, состоящий из профессионально выполненных объектов культуры. Иногда применяется для обозначения только письменной культуры. Ключевая роль в развитии большой традиции в культуре принадлежит культурной элите.
  Диалог культур - обмен культурными идеями, ценностями и смыслами, происходящий между двумя культурами. Диалог культур может происходить во времени и пространстве.
  Инкультурация - культурная адаптация (приспособление) личности к официальной, нормативной, срединной культуре. Составная часть социокультурной адаптации. В процессе инкультурации индивид осваивает традиционные способы мышления, поведения и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.
  Выделяют две стадии инкультурации: 1) первичную, охватывающую детство и подростковый возраст, когда осваиваются наиболее распространенные жизненно необходимые элементы культуры; 2) вторичную, включающую процесс освоения новых навыков, знаний, ролей и т. п. взрослыми людьми в ходе социокультурной жизни.
  Кардинальные добродетели - по Платону, четыре основные добродетели (мудрость, мужество, благоразумие и справедливость), из которых вытекают все остальные. В христианской культуре к ним добавились еще три (вера, надежда, любовь).
  Катарсис (греч. katharsis: очищение) - духовное очищение, просветление, облагораживание чувств, внутреннее освобождение, которое испытывает душа человека в процессе общения (сопереживания, сострадания и т. д.) с шедеврами (высшими образцами) духовной культуры.
  Культура быта - уклад повседневной жизни в трех основных ее сферах (семейной, производственной и внепроизводственной), непосредственно связанный с воспроизводством самого человека и общества в целом, с удовлетворением витальных (жизненных) потребностей. Тесно связана с особенностями национального характера и традиций, географических условий местообитания, с уровнем материального производства и дохода, индивидуальной культурой и статусом человека и др.
  Культурная адаптация - см. инкультурация.
  Культурная динамика. Это раздел теории культуры, в котором рассматриваются процессы изменчивости в культуре и степень их выраженности. Понятие культурная динамика ввел в 1930-е годы П. А. Сорокин.
  Культурная динамика тесно связано с понятием культурные изменения, но не тождественна ему. Культурные изменения включают любые трансформации в культуре, в том числе лишенные целостности, ярко выраженной направленности. Культурная же динамика означает только те изменения, которые имеют целенаправленный и целостный характер, отражают определенные, ярко выраженные тенденции.
  Антиподом понятия культурная динамика является культурный застой - состояние длительной неизменности и повторяемости норм и ценностей культуры. Культурный застой следует отличать от устойчивых культурных традиций. Он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляют всякие попытки обновления.
  Культурная динамика - есть проявление способности культуры адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям. Побудителем культурной динамики является объективная необходимость приспособления культуры к меняющейся жизненной ситуации.
  С культурной динамикой тесно связан культурогенез - создание новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы.
  Культурная диффузия. Это распространение специфических черт, особенностей и свойств одной исторической культуры на другую в процессе взаимовлияния культур. Рассмотрим два случая такой диффузии: культурную ассимиляцию и аккультурацию.
  1. Культурная ассимиляция (уподобление, слияние) - добровольное использование (уподобление себе) одной культурой (назовем ее реципиент, или получатель) внешних по отношению к ней элементов, присущих другой культуре (назовем ее коммуникатор, или донор), и их перевод во внутренние, с усвоением (интериоризацией) и включением в ход собственного развития первой культурой.
  Таким образом, культурная ассимиляция есть род культурного заимствования. Ее частным случаем является культурное заражение. Кроме того, культурная ассимиляция, заимствование и заражение могут быть в отношении культур как целых народов, обществ и сообществ, так и малых групп и отдельных людей.
  2. Аккультурация - процесс вытеснения и замещения элементов одной культуры (реципиента) соответствующими элементами другой (коммуникатора), в результате чего первая культура частично или полностью воспринимает вторую, обычно более развитую.
  Это своего рода культурная трансляция (передача).
  Крайней формой аккультурации является культурная экспансия - принудительное навязывание одним государством системообразующих элементов собственной культуры другим народам, например насаждение метрополиями своего языка и законов в колониальных странах (культурный колониализм). Частным случаем культурного колониализма была до революции русификация окраинных народов Российской империи.
  Культурной экспансией можно назвать и агрессивное вытеснение ценностей нормативной культуры «ценностями» той или иной субкультуры, которая в таком случае становится контркульутрой (см. специфическая культура).
  Культурная идентификация личности - отождествление людьми себя и другого с определенной культурной группой, характеризующейся конкретными чертами личности, групповыми ценностями, нормами и пр.
  Культурная интеграция - глобальный процесс сближения национальных культур и ценностей; формирование целостной единой интегральной мировой культуры, соединяющей в себе основные ценностные представления и достижения различных регионов, народов, религий и культур. Культурная интеграция не означает унификации культурных норм.
  Культурная константа - укорененность того или иного культурно значимого феномена на протяжении всей истории (религия, искусство, мораль и др.).
  Культурная семантика (греч. semantikos: обозначающий) - раздел культурологии, изучающий коммуникативную и семиотическую (знаковую) функции культуры (см. гл. 7 «Функции культуры» настоящего издания).
  Культурная эпоха - продолжительный период в истории культуры, имеющий какие-либо характерные особенности, которые качественно отличают его от других периодов.
  Культурное взаимодействие - особый вид связей и отношений, которые складываются между культурами в процессе взаимообмена культурными идеями, нормами и ценностями (диалога культур).
  Культурное запаздывание - опережающее развитие материальной культуры и научно-технического прогресса по отношению к духовной культуре, которая не успевает приспособиться к ускоренным изменениям в сфере материальной культуры.
  Культурное наследие - достижение в различных областях культуры, полученные от предыдущих поколений (предшественников) и образующие так называемые «вечные ценности», назначение которых исторически обусловлено запросами той или иной эпохи.
  Культурно-исторический метод - метод исследования искусства, рассматривающий культуру как ключ к интерпретации художественных произведений.
  Культурные ареалы - зоны территориального распространения культурных типов и специфических черт той или иной культуры. Понятие культурные ареалы ввели в 1994 году американские культурологи, исследующие пространственное распространение тех или иных явлений культуры.
  Культурные нормы - понятие, очерчивающее стандарты деятельности людей. В них содержатся побуждения и ограничения, разрешения и запреты. Культурные нормы ориентируют человека на то, как именно следует поступить в соответствии с представлениями о должном, сложившимися в той или иной культуре. Культурные нормы содействуют преемственности культуры.
  Культурные универсалии (лат. universal: общий, всеобщий) - сходные для всех культур элементы, черты культурных явлений, которые встречаются в культуре любого народа, в любых культурах: древних и новых, больших и малых. Например, нет ни одной культуры, где не отмечали бы, пусть и по- разному, три этапных события жизненного пути человека: рождение, бракосочетание и смерть.
  В культурных универсалиях выражаются всеобщие, общечеловеческие ценности и идеалы, общепринятые нормы и правила поведения людей. Закрепленные в культурных универсалиях, они обеспечивают выживание и совершенствование человечества.
  К культурным универсалиям архаического порядка относят представление о четырех первоначальных стихиях: огонь, вода, земля, воздух. Всего насчитывают более 60 культурных универсалий (Дж. Мердок). Среди них: изготовление орудий труда (орудийная деятельность), совместный труд, язык, мифы, религиозные обряды, сексуальные запреты, любовь, дружба, брак, семья, уважение к материнству, забота о детях, трудолюбие, доброта, мужество, порядочность, благородство, обычаи гостеприимства, обычай дарить подарки, шутки, танцы, спорт и др. Существуют культурные универсалии типа метафор (дом, зеркало), состояний (сон, смех, слезы) и др.
  Развитие связей между народами все больше делает эти универсалии нормами отношений между людьми, независимо от их национальности, религии и местообитания.
  Общечеловеческие нравственные нормы ничуть не умаляются от того, что в реальной жизни некоторые люди нередко их нарушают и даже подчас благодаря этому добиваются успеха. Тем не менее, общечеловеческие ценности, выраженные в простых нормах морали и поведения, являются магистральным направлением стратегии жизни людей.
  Культурные ценности - это предмет предпочтения и выбора; нечто ценимое, предпочитаемое, желаемое, благосодержащее, позитивное для человека и человеческой жизни. Это феномен духовного порядка, в отличие от материально-экономических категорий цены и стоимости.
  Культурный консерватизм (лат. conservare: сохранять, охранять) - приверженность к устоявшимся, привычным духовным ценностям, нормам, правилам поведения; неприятие всего нового в науке, литературе, искусстве и т. д. Выступает стабилизирующим фактором культуры, механизмом сохранения надежно зарекомендовавших себя культурных ценностей.
  Культурный ландшафт - природный ландшафт, измененный (окультуренный) преобразовательной деятельностью человека и насыщенный результатами его труда.
  Культурный опыт - те нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности, которые специфичны для данной социокультурной общности. Культурный опыт формируется во время исторического развития социокультурной общности и приобретается личностью во время ее развития и становления. Является важнейшим фактором социализации личности, результатом и одновременно регулятором культурной деятельности. Обеспечивает преемственность существования культуры и общества. Информация, заключенная в культурном опыте, и составляет сущность культуры.
  Культурный плюрализм (от лат. pluralis: множественный; термин «плюрализм» введен в философию Х. Вольфом в 1712 году) - сосуществование и проявление различных, иногда противоречащих друг другу ценностей, идеалов, мнений, точек зрения и пр. в рамках единой культуры.
  Культурный плюрализм предполагает существование в обществе различных социальных институтов (церковь, партии, школа и др.), благодаря которым различные группы населения могут реализовать свои культурные потребности. В условиях культурного плюрализма каждый может свободно выражать и отстаивать свои взгляды, ценностные ориентации, оценки (если они не приходят в противоречие с законом).
  Культурологические школы - это совокупность различных теорий и взглядов ученых, объясняющих с позиций разных наук основные аспекты развития и функционирования культуры.
  Мозаичная культура - понятие, характеризующее современное состояние культуры, когда человек открывает для себя окружающий мир по законам случая, в процессе проб и ошибок. Эта культура - итог ежедневного воздействия на человека потока обильных и беспорядочных сведений, остающихся в памяти лишь как мимолетные впечатления от основных знаний и идей.
  Образ жизни - общесоциологическая категория, собирательное понятие, охватывающее проявления материального, социального и духовного бытия людей.
  Образ культуры - идеальное конструирование реальности субъектом культурной деятельности, имеющее своим объективным источником предметы, явления и процессы материального мира.
  Обыденная культура - совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей («культура повседневности»).
  Памятник - объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, всего человечества (памятник археологии, истории, архитектуры, искусства, письменности, общественной мысли, религии, нравов, обычаев, природы, обычно охраняемые специальными законами). В том числе:
  1) памятник как исторический источник - материальный носитель исторической информации, дошедший до нас предмет материальной (орудия труда, предметы быта) и духовной (развалины городов, древние рукописи, книги) культуры (так называемые «остатки»), имеющий научно­познавательную и историко-культурную ценность и помогающий ученым изучать прошлое;
  2) произведение искусства - скульптурное или архитектурное мемориальное сооружение - для увековечения памяти исторических лиц или событий (бюст, статуя, скульптурная группа или портрет, стела, рельеф, триумфальная арка, портик, колонна, обелиск, крест, гробница, надгробие) на площадях и улицах городов и сел, в парках, внутри зданий, на местах исторических событий (например, боев) или захоронений чествуемых лиц;
  3) памятник природы - охраняемый государством природный объект (водопад, озеро, реликтовые деревья), имеющий уникальное естественнонаучное, историческое, эстетическое и культурно­просветительное значение.
  Память - форма психического отражения действительности, способность нервной системы сохранять и многократно воспроизводить в сознании и поведении прежние впечатления и опыт, информацию о внешнем мире и собственном внутреннем состоянии, необходимое условие сохранения и передачи традиций, культурного опыта и развития культуры.
  Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.
  Различают память индивидуальную (моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), ассоциативная, образная и словесно-логическая; а также произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредствованная, кратковременная и долговременная) и социальную, основанную на коллективном опыте человечества.
  В кибернетике - способность технических, биологических и социальных систем к накоплению и хранению информации.
  Протокультура - термин для обозначения любой системы заученного поведения у животных (предложен А. Холлоуэллом).
  Семиотика (гр. semiotike: учение о знаках, от semeion: знак, признак) - наука, исследующая различные свойства знаков и знаковых систем, знаковое (использующее знаки) поведение и знаковую - лингвистическую и нелингвистическую - коммуникацию в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.). То же, что семиология.
  Символ (гр. symbolon: знак, опознавательная примета) - 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. Различают языковые и неязыковые символы; 2) в искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
  Символ культуры - чувственно воспринимаемый предмет, представляющий некий другой предмет, свойство или отношение, использующийся для приобретения, хранения, переработки и передачи культурных значений и смыслов (культурной информации). Обеспечивает творческую преемственность культуры.
  В качестве символов культуры могут выступать практически любые предметы и вещи, природные и социальные процессы, животные и растения, фантастические существа и др. Символ культуры - это конкретно­чувственное выражение идей, идеалов и ценностей, которыми живет человек и которые важны для функционирования и развития самой культуры.
  В разных историко-культурных контекстах одни и те же символы могут наделяться различными значениями (например: в античной мифологии рыба - символ плодовитости, в христианской - сакральный символ Христа, в современной геральдике - символ рыболовства). Поэтому любой символ культуры должен интерпретироваться только с учетом специфики его функционирования в конкретном и исторически определенном социокультурном контексте.
  Социализация - социальная адаптация (приспособление) к общественным ожиданиям, предписаниям и нормам; необходимое условие становления личности. Составная часть социокультурной адаптации.
  Социальная адаптация - см. социализация.
  Социокультурная адаптация - процесс и результат приспособления социальных групп и отдельных индивидов к изменяющимся природным и социальным условиям посредством изменения форм социокультурной организации и регуляции, социальных и культурных институтов общества, механизмов трансляции социального опыта.
  Социокультурная адаптация включает в себя социальную адаптацию (т. е. социализацию) и культурную адаптацию (инкультурацию).
  Специфическая культура - это особенности той или иной культуры, отличной от общепринятой (традиционной в данном обществе).
  Можно назвать три случая специфической культуры:
  1) маргинальная культура (ее называют также периферийной, пограничной культурой) - такая культура возникает, как правило, при отказе от традиционной (срединной) культуры, обычно в связи с резким изменением образа и условий жизни (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну и попаданием в иную культурную сферу).
  Люди маргинальной культуры испытывают затруднения с культурной самоидентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура;
  2) субкультура - особая форма организации жизни людей и социальных групп, стремящихся обустроить внутри господствующей (срединной) культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование;
  3) контркультура - в случае попытки подменить (заместить, вытеснить) фундаментальные ценности доминирующей (срединной) культуры - «ценностями» той или иной субкультуры, претендующей на повышение своего статуса до уровня срединной культуры.
  Контркультура - это крайняя, агрессивная форма субкультуры, нацеленная на культурную экспансию.
  Срединная культура - устойчивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающая единство и целостность его жизни. Формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения, обеспечивает передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта. Это такое «ядро культуры», которое не позволяет специфическим крайностям (субкультурам и контркультуре) разрушить устойчивость доминирующей (господствующей, общенациональной, нормативной) культуры.
  Хронотоп (от греч. hronos: время + topos: место) - понятие, введенное М. М. Бахтиным для раскрытия единства времени и пространства в художественном целом романа.
  Язык культуры - формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве и времени культуры.

 
© www.textb.net