Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


2.4. Женский портрет третьей трети ХVІІІ века (Рокотов, Левицкий, Боровиковский)

  18 век в жанре портрета - это и целая галерея нюансов женской души, с её порывами и глубиной жизни.
  Характерная черта «рокотовского женского типа» - гордо посаженная голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка - «сочетание утонченного довольства и грусти, которая почти не поддается описанию». Эти черты наблюдаются уже в портрете Е.Н. Орловой, урожденной Зиновьевой, который еще амбивалентен (двойственен) по своей концепции: Орлова в белом атласном платье с горностаевой мантией, с лентой св. Екатерины и усыпанным бриллиантами портретом императрицы на груди представлена в репрезентативном (представительном), «сословном виде», но «сословность» уживается с интимностью настроения, как надменность всего облика; самоуверенность — с задумчивостью и грустью во взгляде. Для Рокотова характерно движение от трепетности и зыбкости душевного мира (например, портреты «Струйской» и «Неизвестной в розовом платье») до создания образа женщины, способной на самостояние, на самостоятельное суждение о мире - портрет В. Н. Суровцевой, притягательная сила которого заключена в одухотворенности и тонкой задушевности образа. Рокотов как бы показывает, что есть иная красота, кроме внешней, он создает в этом портрете представление о женской красоте прежде всего как красоте духовной. Легкая грусть и даже некоторая душевная усталость не исключают большой внутренней сдержанности, высокого достоинства и глубины чувства.
  Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — «смолянок» - единый художественный ансамбль (семь портретов - портреты Ржевской и Давыдовой, Нелидовой, Хованской и Хрущевой, Борщевой, Молчановой, Алымовой). Общий замысел - тема победительной юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения; в них прослеживается единый декоративный замысел. «Смолянки» — это парадные портреты. Но Левицкого интересовал и другой подход к модели: он стремился к раскрытию потаенной, глубоко закрытой от поверхностного взгляда жизни. И чаще всего это получалось у него с моделями, душевно, а главное, духовно ему близкими.
  Боровиковский выработал нечто вроде композиционного канона женских (а это всегда женские) портретов: поясной (редко поколенный) срез фигуры, опирающейся на дерево, тумбу и др., в руке цветок или плод. Фон всегда природный. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купы деревьев) (например, портрет Лопухиной). Иногда не только постановка фигуры, но даже платье и украшения повторяются из портрета в портрет, как в изображениях Е.Н. Арсеньевой (1796) и Скобеевой (вторая половина 1790-х гг.). Белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке - все повторяется, не говоря уже об общих высоких живописных качествах: ясной пластичности формы, изысканной живописности, прекрасно разработанной воздушной атмосфере, - а образы совершенно различны.
  Три замечательных художника второй половины XVIII в.— Рокотов, Левицкий и Боровиковский разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рококо и барокко к классицизму, а Боровиковский и дальше — от сентиментализма к романтизму, но всеми тремя руководила одна мечта об идеале, который каждый из них толковал по-своему, в силу своего мироощущения и степени таланта.
  Таким образом, XVIII век, с одной стороны, явился основой формирования национальной культуры, с другой - способствовал чёткой полярности двух типов культуры - дворянского и народного (сохранившего традиции языческой и христианской Руси).

Вопросы для повторения

  1. Укажите характерные черты эпохи Просвещения. Как взаимосвязаны традиции и инновации в культуре 18 века?
  2. Назовите основные стили эпохи Просвещения. Почему, на Ваш взгляд заметно такое стилевое разнообразие, стилевая синтезность?
  3. Почему в живописи 18 века портрет является ведущим видом искусства?
  4. Какие изменения эпохи можно проследить в эволюции русского портрета в 18 веке?
  5. В чём видится специфика женского портрета? Почему, на Ваш взгляд, женский мир становится объектом живописи 18 века?

 
© www.textb.net