Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Современная мировая художественная культура поражает своей многогранностью и многоликостью. Каждый народ, живущий в начале XXI в., творит искусство, сообразуясь со своими национальными традициями, а также с теми коммуникативными «сверхустановками», на которые ориентируются современные мастера разных стран и континентов. Правда, и сегодня есть культуры, чья художественная жизнь как бы застыла на первобытной стадии развитии. На другом полюсе - «национальное» экспериментальное художественное творчество, характерное для индустриально развитых стран и, быть может, предвосхищающее художественные направления XXI столетия. Однако эти исключения подтверждают правило: к концу ХХ в. большинство народов не только накопили богатейший художественный опыт, но и сумели в той или иной мере выразить национальное «я» в произведениях искусства.
  В современном мире мы не задумываемся о том, к какой национальной культуре мы принадлежим, каковы ее особенности, место в мировой культуре?
  Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими пародами и нациями, тем не менее не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Но если культура сохранялась, то, несмотря на все трудности, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов мира.
  В наше время происходит коммерциализация всех общественных отношений и широкое распространение массовой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией западных образцов. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально нацеливает их на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь, потребление этой продукции является массовым, ибо это аудитория больших залов, стадионов, телевизионных и киноэкранов.
  Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в социуме. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга, снятия стресса, сколько стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это создает личность, которая достаточно легко поддается чужому влиянию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.
  Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с пропагандой господствующего образа жизни, которая имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства, как мелодрама, комиксы, детектив. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера всегда побеждают». Массовая культура имеет четкую мировоззренческую программу, несмотря на свою кажущуюся бессодержательность.
  Непрерывающийся поток производства информации формирует в сознании людей определенные эффекты, тенденциозные точки зрения, симпатии и антипатии. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых созерцателей, неразборчиво поглощающих приготовленные идеологические «рационы» - в людей, агрессивно настроенных против любой критики, против любимых «идолов» массовой культуры. Американские исследователи считают, что массовая культура в настоящее время выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, она становится шкалой стереотипов, формирующей не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей.
  Средства массовой коммуникации осуществляют мощное воздействие на формирование ценностных ориентаций, вкусов и даже потребностей людей, определенным образом организуя общественное мнение потребителей информации. Именно средства массовой коммуникации обеспечивают рекламу любому товару. Массовая культура неразрывно связана с общими идеями потребительства, она неотделима от такого значимого явления современной жизни, как мода, с ее законами подражания, внушения и заразительности.
  Массовая культура - закономерное явление любого общества. Она формирует социокультурную ситуацию в каждом социуме, так как она связана со становлением и развитием массового сознания, а формирование этого массового сознания может идти как по высоконравственным образцам, так и по антигуманным.

 
© www.textb.net