Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


КУЛЬТУРА РОССИИ XIX в.

  XIX век - это особое столетие в истории России. Во второй половине века установились границы Российской империи. Возникло крупнейшее в мире многонациональное государство, численность населения которого в течение века увеличилась с 36 млн. человек до 125,6 млн. Процесс создания империи не был однозначным. Многие народы вошли в состав России добровольно в силу географической близости, общности экономических интересов и давних культурных связей. Другие народы, вовлеченные в международные и региональные конфликты, для своего спасения попросили покровительства России: Грузия, Армения, народы Закавказья. Часть территорий была присоединена в результате кровопролитных завоеваний или сговора России с другими великими державами.
  Россия вошла в число великих государств мира. Выдающейся страницей в ее международной деятельности явился разгром Наполеона и освобождение от его армии европейских государств. На Венском конгрессе (1814-1815 гг.) и при создании Священного союза государей Европы Александр I выступал с либеральной идеей сохранения мира и братства. Однако в дальнейшем Священный союз выродился в союз государей против революционных выступлений. В плане предотвращения войн эти соглашения сыграли свою положительную роль в первой половине столетия. Александр III, благодаря умелым дипломатическим шагам, смог установить такую формулу международных отношений, которая позволила поддержать европейский мир, и Россия в последние 22 года XIX в. жила в условиях мира.
  XIX век - это особый период развития России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Шел процесс раскрепощения сословий и смягчения деспотизма верховной власти, росло самосознание народа. Бурно развивающаяся Европа самым решительным образом повлияла на темп и направление преобразований в России.
  Первые преобразования в XIX в. начал Александр I. Он был воспитан в духе либеральных воззрений и имел в своем окружении способных реформаторов: М.М. Сперанского, графа В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, графа П.А. Строганова, князя А. Чарторыйско- го. Однако, ввиду влияния на царя дворцового окружения, отсутствия у него твердой воли и убежденности в целесообразности реформ, они шли медленно. Новый этап в модернизации России наступил в период правления Александра II. Он располагал более широким кругом способных реформаторов: В. А. Арцимович, Н.Х. Бунге, А.В. Головин, С.И. Зарудный, П. Д. Киселев, Н.А. Милютин, В. А. Черкасский и др. В целом в XIX в. Россия переживала постепенный процесс прогресса русской цивилизации. Россия XIX в. развивалась, не копируя идеи западников или славянофилов. Нельзя было не учитывать особенностей географического положения, природной среды обитания, многовековых традиций, обычаев и нравов России, опыта многих других, особенно европейских народов.
  На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов.
  Эпоха 1812 г. - важный этап развития национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый интеллектуальный подъем в стране.
  Успешное завершение войны воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение.
  Передовые люди России стали осознавать это время как важный этап в жизни народа и страны. Первыми среди них были декабристы. Важнейшим событием жизни России было восстание 14 декабря 1825 г. Декабристы, их идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали большое влияние на умственную и культурную жизнь русского общества. Первое революционное выступление против самодержавия потерпело поражение, но оно разбудило умы передовых людей России, заставило сильнее биться пульс общественной жизни.
  В социально-экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначились процессы, свидетельствовавшие не только о разложении, но и о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада. Шел процесс углубления социальной дифференциации, формирования новых общественных сил.
  Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил в последние предреформенные десятилетия. Ручная прялка заменялась механическим веретеном, набойная доска - пирротиной и цилиндро-печатной машиной, ручной ткацкий стан вытеснялся (правда, медленно) механическим станком, паровая машина шла на смену конному приводу. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. Основная масса машиностроительных заводов дореформенного времени возникла в 30 - 50-е годы. Здесь изготавливали паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом, для текстильных предприятий. В 1831 г. в России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.
  Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В 1815 г. на Неве появился первый пароход, а с конца 30-х годов началось железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом.
  Но все же в первой половине XIX в. основными видами транспорта оставались гужевой и водный, а главными путями сообщения - шоссейные, а часто просто проселочные, немощеные дороги, а также реки. Железнодорожных путей в 1861 г. в России насчитывалось всего около 1,5 тысяч верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.
  В 20 - 50-е гг. XIX в. правительство широко стало проводить в жизнь сословный принцип в системе образования, что выражалось уже не только в создании закрытых учебных заведений, но и в нарушении обучения в общеобразовательной школе.
  Типы школ сохранились, но нарушалась связь между уездным училищем и гимназией, каждый тип школы становился сословно-обусловленным. Рескрипт правительства от 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты. Они могли обучаться только в школах, где «предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных» - гласил официальный рескрипт.
  Но необходимость распространения грамотности среди широких слоев народа, в том числе и крестьянства, становилась все более ощутимой, что вызвало появление начальных школ, принадлежавших различным ведомствам. Волостные училища Министерства государственных имуществ, которые стали открываться с 30-х годов, готовили сельских и волостных писарей. В течение 40 - 50-х годов было создано около 30 тысяч таких школ. Они были самыми многочисленными сельскими школами дореформенного времени. Закрытые высшие учебные заведения, такие, как Царскосельский Лицей и Лицей в г. Нежине, готовили государственных чиновников различных рангов (классов).
  Университеты, число которых до конца крепостной эпохи было прежним, продолжали оставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений.
  Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране технические учебные заведения: Петербургский практический технологический институт, Московское ремесленное училище. С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук, появились фабричные школы при некоторых текстильных мануфактурах и фабриках, в университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технологии производства и т.д. За чтение таких популярных публичных лекций Тамбовская Нарышкинская библиотека была награждена бронзовой медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 г.
  Как особый социальный слой интеллигенция (люди, профессионально занимающиеся умственным и творческим трудом) начала формироваться в России еще в феодальную эпоху преимущественно из среды дворянства и духовенства. Этот процесс значительно ускорился в 40-е гг. XIX в. Самодержавие не могло уже предотвратить процесс демократизации образования. Среди учащейся молодежи все более увеличивалось число разночинцев, пополнявших слой интеллигенции.
  В пореформенную эпоху, когда завершается формирование этого нового общественного слоя, разночинский элемент в его составе становится преобладающим. Это обстоятельство имело зрезвычайно важное значение в демократической направленности деятельности русской интеллигенции, ее активной социальной и гражданской позиции.
  Роль интеллигенции в общественно-культурной жизни России этого времени значительно возросла. С ее деятельностью прежде всего были связаны народное образование, наука, литература и искусство.
  Во второй половине XIX в. число специалистов с высшим образованием в России выросло примерно с 20 тысяч в 60-х гг. до 85 тысяч к концу века. Появились профессии инженеров, технологов, агрономов, лесоводов, врачей, учителей, публицистов, ученых. В просвещении народа разночинцы видели свою важнейшую цель, свой нравственный долг. Именно в разночинской среде могла возникнуть теория долга интеллигенции перед народом, которую выдвинул один из идеологов народничества П. Л. Лавров.
  Сам термин «интеллигенция» появился в России в 70-е гг. (одним из первых его ввел в обиход русский писатель П.Д. Боборыкин).
  В отличие от Европы, где термин «интеллигенция» употреблялся в смысле интеллекта вообще, познавательной способности человеческого разума, в России он означал, прежде всего, «особую ответственную силу», социальную группу. В передовых кругах интеллигенция расценивалась как лучшая часть общества, его «умственная сила» (Н.В. Шелгунов). Усилиями русской интеллигенции было сделано важное дело - приобщение к образованию и культуре широких народных масс.
  Некоторые сведения об участии интеллигенции в общественно-культурной жизни в конце столетия содержит всероссийская перепись населения (1897 г.). Из 126 млн. человек населения России педагогическим трудом занимались свыше 170 тыс. человек, библиотечным делом - примерно 1 тыс. человек, книжной торговлей - немногим более 5 тыс. человек. В стране было примерно 18 тыс. художников и артистов, 3 тыс. ученых и литераторов, лиц духовного звания насчитывалось более 250 тыс. человек.
  Капитализм с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, которые требовали увеличения сырьевой базы, привел к великим сдвигам в области отечественной науки и техники. Общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший всю страну, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки также способствовали «необычным успехам умственного движения», - как писал К. А. Тимирязев.
  Однако в реальной жизни было немало факторов тормозивших научный прогресс. Русские ученые часто испытывали недостаток материальных средств, подчас полное равнодушие к результатам своей работы со стороны не только официальных лиц, но даже тех промышленных кругов, которые, казалось бы, в первую очередь должны были быть заинтересованы в использовании отечественных научных и технических достижений.
  Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров. В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров российских университетов получили мировое признание. В середине 60-х гг. журнал «Современник» отмечал, что «во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической».
  Серьезный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в. (Русское математическое общество, Русское химическое общество, Русское историческое общество и т.д.).
  Прогрессу русской цивилизации способствовал быстрый подъем культуры в стране. Это проявилось в развитии просвещения, духовном росте граждан, важных научных открытиях.
  Наша страна в XIX в. успешно набирала темп и вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия российских ученых имели мировое значение. Особенно важные достижения были достигнуты в области математики и физики. Крупнейший русский математик Н.И. Лобачевский (1792 - 1856) создал неэвклидову геометрию. Усилия физиков были направлены на изучение свойств электричества и исследование физических явлений природы. Профессор В.В. Петров (1761 - 1834) открыл явление светового и теплового действия электрического тока, которое стало применяться при освещении и в металлургии. Целый ряд выдающихся открытий в области электрических явлений сделали академики Б.С. Якоби (1801 - 1874) и Э.Х. Ленц (1804 - 1865).
  Успешно решались в России многие технические проблемы, изобретения ученых внедрялись в практику и давали большой эффект.
  В 1833-1834 гг. Е.А. и М.Е. Черепановы разработали оригинальную конструкцию отечественного паровоза. Массовое применение получил электродвигатель Б.С. Якоби. В 1828 - 1832 гг. П. Л. Шиллинг сконструировал электротелеграф. Горный инженер и металлург П.П. Аносов в 1831 г. разработал методы производства высококачественной стали и положил начало микроанализу металлов. Эти научные достижения имели важное практическое применение, способствовали развитию материальной базы промышленности, транспорта, связи и других отраслей.
  Российская академия наук организовала ряд крупных научных экспедиций. В начале XIX в. российские мореплаватели Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн совершили кругосветное путешествие. В 1819 - 1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» провели первую русскую антарктическую экспедицию. Она принесла русской науке бесспорный приоритет в открытии антарктического материка и целого ряда ранее не известных островов.
  Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Ч. Валиханова. С именем Н.Н. Миклухо-Миклая связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.
  Научные идеи ученых-естествоиспытателей, успехи русского естествознания в целом основывались на материалистическом понимании природы.
  В укреплении материалистической традиции русской науки исключительно важны были достижения в физиологии. В 1863 г. в журнале «Медицинский вестник» была напечатана работа И.М. Сеченова (1821 - 1905) «Рефлексы головного мозга», заложившая основы материалистической физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Крупнейший исследователь-пропагандист и популяризатор научных знаний И.М. Сеченов создал физиологическую школу, из которой вышел И.П. Павлов (1849 - 1936). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.
  Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области электротехники. Яблочков П.Н. (1847 - 1894) изобрел первую практически пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора («свеча Яблочкова»), а А.Н. Лодыгин (1847 - 1923) создал лампу накаливания. Ему принадлежит приоритет в применении вольфрама для нити накала. Изобретение радиотелеграфа А.С. Поповым (1859 - 1906) относится к числу выдающихся мировых открытий. 25 апреля (7 мая) 1895 г. ученый выступил на заседании Русского физико-химического общества с докладом о результатах изучения использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстоянии.
  XIX век отмечен крупными успехами во многих отраслях науки. Получили развитие новые отрасли естествознания: почвоведение, кристаллография, сейсмология, геохимия.
  Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-химиков Д.И. Менделеева (1834 - 1907), A.M. Бутлерова (1828 - 1886), Н.Н. Зинина (1812 - 1880) и др. Менделеев Д.И. открыл периодический закон химических элементов (1869). Составленная им на основе этого закона периодическая таблица позволила ему предсказать и описать еще не известные науке элементы, существование которых подтвердили дальнейшие исследования химиков. Необычайно разносторонний ученый Д.И. Менделеев интересовался проблемой повышения урожайности в сельском хозяйстве, выдвинул идею подземной газификации угля, предлагал построить нефтепровод от Баку к берегам Черного моря. А выводы его диссертации о пропорциях смешения воды со спиртом и сегодня применяются на практике. Ему же принадлежит разработка промышленной ректификационной установки. Такие установки действуют на спиртзаводах в наши дни.
  Академик A.M. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии. Большими успехами отмечена работа ученых-физиков, среди которых имя А.Г. Столетова (1839 -1896), создателя отечественной физической школы, по праву занимает одно из первых мест.
  К числу первых русских дарвинистов принадлежал основоположник эволюционной морфологии растений А.Н. Бекетов (1825 - 1902).
  В развитии естественнонаучного материализма в России особенно велики заслуги К. А. Тимирязева (1843 - 1920), одного из основателей русской научной школы физиологии растений. Он был блестящим популяризатором науки и много сделал для пропаганды дарвинизма. Эволюционное учение Дарвина Тимирязев рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии. Он был автором известных научно-популярных книг «Краткий очерк теории Дарвина», «Чарлз Дарвин и его учение».
  Русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора» появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г. По словам К. А. Тимирязева, отношение к Дарвину в 60-е гг. «было мерилом современности или отсталости научных взглядов».
  В 70 - 80-е гг. над созданием первого русского самолета работал А.Ф. Можайский (1825 - 1890). Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жуковский (1847 - 1921). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолковского (1857 - 1935), преподавателя гимназии в городе Калуге, основоположника современной космонавтики.
  Историография и литература также бурно развивались в XIX в. Возросший интерес к гуманитарным наукам был связан с развитием общественного сознания, обострением идейной борьбы. В отличие от естествознания они более тесно соприкасались с политикой и идеологией и являлись одной из форм общественного сознания.
  XIX век положил начало разработке фундаментальных трудов по истории России. Особый вклад в решение этой задачи внес Н.М. Карамзин (1766 - 1826). Его «История государства Российского» (1816 - 1829) и сегодня весьма почитаема всеми, кто интересуется историей нашего Отечества. И хотя А.С. Пушкин писал, что «История» Карамзина с изяществом и простотой доказывает «необходимость самовластья и прелести кнута», в ней содержится ряд ценнейших сведений, добытых ученым из летописей и архивных материалов.
  Господствующее положение в исторической науке занимала государственно-юридическая школа, представители которой (К. Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.) уделяли преимущественно внимание изучению истории государства и законодательного материала. Крупнейшим историком этого направления был С.М. Соловьев (1821 - 1879). Его труд « История России с древнейших времен» в 29 томах по обилию включенного в нее фактического материала сохранила свое значение до наших дней. Ряд принципиально новых положений внес в историческую науку В.О. Ключевский (1841 - 1911). Его «Боярская Дума Древней Руси», «Происхождение крепостного права», «Курс русской истории» и другие исследования являются важным вкладом в изучение отечественной истории.
  Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Большинство деятелей культуры этой поры - выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
  Идейная борьба в литературе в начале века шла между группой «Беседа», объединившей консервативных, охранительно настроенных дворян, и прогрессивными литераторами, входившими в кружок «Арзамас». В начале 20-х гг. XIX в. большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. Они и вели борьбу против монархически- охранительного лагеря. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой реакции, Пушкин отстаивал прогрессивные принципы русской литературы в борьбе против Булгарина и Греча, нападавших на прогрессивную литературу в своих органах - газете «Северная пчела» и журнале «Сын отечества».
  Крупнейший прозаик конца XVIII - начала ХЕХ вв., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) в молодости был не чужд либерализма. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей - «Бедная Лиза» (1792) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки.
  Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783 - 1852) составили важный этап в развитии русской лирики - этап романтический. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Гениальный переводчик. Жуковский открыл русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков. Совершенно особую роль сыграл В.А. Жуковский как воспитатель будущего императора Александра II.
  Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844) начал свой литературный путь как журналист и драматург радикально-просветительного направления. Однако главной его заслугой является создание классической русской басни. Крылов часто брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена. Но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в своих баснях особенности русского национального характера и ума. Жанр басни он довел до высокой естественности и простоты.
  Много литераторов и поэтов было среди декабристов. Самым крупным поэтом среди декабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826). Автор тираноборческих стихотворений, таких, как «Гражданин» и «К временщику», он написал также серию патриотических «Дум». Под влиянием Пушкина Рылеев создал романтическую поэму «Войнаровский», в которой изображена трагическая судьба украинского патриота.
  Идейно были связаны с декабризмом в определенные периоды их жизни два величайших писателя того времени - Грибоедов и Пушкин.
  Заслуги Александра Сергеевича Грибоедова (1795 - 1829) перед русской литературой основаны на одном произведении. «Грибоедов сделал свое дело - он написал «Горе от ума», - такими словами Пушкин подвел итог краткой жизни своего замечательного современника. Не менее важны заслуги перед Россией Грибоедова-дипломата. Именно ему Россия обязана подписанием Туркманчай- ского мирного договора.
  Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837) - великий сын России. Если М.В. Ломоносов, по его словам, был «первым русским университетом», то А.С. Пушкин стал историко-филологическим факультетом этого университета. Он все познал и всему дал свою оценку. Трудно найти область литературы, где бы Пушкин не оставил потомству блестящие образцы своей деятельности. Он был не только поэтом, прозаиком, драматургом, критиком; он был вдумчивым историком, незаурядным издателем самого популярного русского журнала «Современник», переводчиком с нескольких иностранных языков.
  Преемником Пушкина в «осиротевшей» после его безвременной смерти русской литературе называли современники М.Ю. Лермонтова (1814 - 1841). Лермонтов был, безусловно, не менее гениален, чем Пушкин, но жизненный путь его оборвался еще раньше. Он так же, как и его кумир, погиб на дуэли в возрасте 27 лет.
  Младший современник и друг А.С. Пушкина малороссийский писатель Н.В. Гоголь (1809 - 1852), один из создателей школы реализма в русской литературе, узнав о смерти А.С. Пушкина, писал: «Не житье умным людям в России, только свиньи в ней живучи».
  Гоголь обессмертил свое имя, создав гениальную поэму «Мертвые души», которую А.И. Герцен назвал «эпитафией всей николаевской России». К сожалению, Н.В. Гоголь также рано ушел из жизни. Разочаровавшись в своих идеях, придя к христианской вере, он сжег второй том «Мертвых душ» и уморил себя постом и покаянными молитвами. Гоголь скончался в возрасте 43 лет и был похоронен на кладбище Донского монастыря. При эксгумации тела Гоголя в 30-х гг. XX в. обнаружилось, что труп лежал в гробу на боку, и возникла версия о захоронении Гоголя живым, находившимся в состоянии летаргического сна.
  Конец дворянского периода освободительного движения и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократической литературы. Она сделала решительные шаги по пути приближения к актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
  В 50-е гг. журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х гг. писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Н.Г. Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин.
  Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал.
  Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах «Былое и думы» (1850 - 1860-е). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен оказал большое влияние на развитие русской публицистики.
  Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889).
  Основным теоретическим произведением Чернышевского является его диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения, Чернышевский доказывал, что «прекрасное есть жизнь». Задача искусства состоит поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям. Отличительной особенностью диссертации являлось то, что она была написана сразу набело, без единой цитаты, «наперекор общей замашке хвастаться взятой напрокат умностью», - как писал Н.Г. Чернышевский.
  Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?» (1863), написанный им в Алексеевской равелине Петропавловской крепости и чудом увидевший свет в журнале «Современник», издаваемом А.И. Некрасовым. В нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых эпохой демократического подъема в России. За свои революционные идеи Чернышевский был осужден и более 14 лет провел в Сибири.
  Ученик и соратник Чернышевского Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861) опирался в своей критике на те же революционно-демократические идеи, которые лежали в основе подхода Чернышевского к вопросам эстетики. В своих выдающихся статьях «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и других Добролюбов выступает, по его собственному выражению, как представитель «реальной критики».
  Третьим выдающимся критиком той эпохи был Дмитрий Иванович Писарев (1840 - 1868). Его критические статьи появились в основном после 1863 г., когда общественный подъем конца 50 - начала 60-х гг. был уже позади. Последователь вульгарноматериалистической философии Бюхнера и Молешотта Писарев все надежды возлагал на развитие научных знаний, которые должны были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу. Писарев утонул 28 лет от роду при невыясненных обстоятельствах, его блестящая литературно-критическая деятельность оборвалась слишком рано.
  К революционно-демократическому лагерю, возглавляемому Чернышевским, примыкали два великих художника - Некрасов и Салтыков-Щедрин. Редактор «Современника» и «Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1878) был другом и единомышленником Белинского и Чернышевского. В борьбе, которую революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал сторону демократов, хотя и не всегда последовательно.
  Народ изображен во многих стихотворениях и поэмах Некрасова, таких, как «Мороз-красный нос» (1863), «Кому на Руси жить хорошо» (1863 - 1877). Поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Поэт утверждал превосходство крестьян над пемещиками, изображал своекорыстие и жестокость бар-тунеядцев.
  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) - сатирик мирового значения. В «Истории одного города» (1869 - 1870) он даст обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы» (1870 - 1880) сатириком показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощены мерзость и смрад крепостничества. В «Сказках» (1869 - 1886) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные типы русской жизни - крестьян, чиновников, генералов, а также отношения между ними.
  В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним.
  Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей- реалистов, которое пришло в 60 - 70-е гг., принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н.В. Успенского, В.А. Слепцова, Г.И. Успенского и др.).
  60 - 70-е гг. - время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И.С. Тургенев (1818 - 1883) и Ф.М. Достоевский (1821 - 1881). В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи - разночинцев и демократов.
  Творчество Федора Михайловича Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.
  Сам Ф.М. Достоевский был осужден по делу петрашевцев, приговорен к расстрелу, который заменили по приказу царя каторгой. В Омской каторжской тюрьме писатель провел четыре года вместе с ворами и убийцами. «Каторжники не испугали меня. Это был русский народ», - писал Ф.М. Достоевский. Лучшие романы Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» составляют золотой фонд мировой литературы.
  Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Льва Николаевича Толстого (1828 - 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы». Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х гг., выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям. Толстой Л. много времени уделял вопросам теологии. Он перевел на русский язык и прокомментировал «Библию», «Евангелие» и «Талмуд». Юбилейное собрание сочинений Л.Н. Толстого насчитывает 90 томов.
  Наряду с литературой во второй половине XIX в. развивалась историческая наука.
  Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г.В. Плеханова (1856 - 1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа «Социализм и политическая борьба».
  В области филологии и лингвистики много сделал И.И. Срезневский (1812 - 1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848 - 1914). Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В.И. Даль, издавший в 60-е гг. XIX в. «Толковый словарь живого великорусского языка», который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В.И. Даля неоднократно переиздавался так же, как и собранные им «Пословицы русского народа».
  Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно с 60 - в мае 1855 г. до 500 - к концу столетия), причем, в первую очередь, этот рост коснулся провинции (вместо семи стало издаваться около 180 научных журналов).
  Театральная жизнь России XIX в. также переживала свой «Золотой Век». Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Театральная общественность привлекла внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшению профессионального актерского образования, расширению сети театров за счет создания частных антреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т.д.
  Так появился в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865 - 1883), созданная по инициативе А.Н. Островского, Н.Г. Рубинштейна, В.Ф. Одоевского, и первый Народный театр на Политехнической выставке (1872).
  Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом, из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывал уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.
  Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А.Н. Островского (1823 - 1886), который считал театр «признаком зрелости нации, так же, как академии, университеты, музеи». Драматургия Островского - замечательное явление художественной национальной культуры. С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» (1852) на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые русские актеры (П.М. Садовский, Н.Х. Рыбаков, П. А. Стрепетова, А.Е. Мартынов и др.).
  XIX век - блестящая пора в истории русской музыки. Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева - автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдова, И.А. Козловского. Создаются русские песни в народном духе, бытовые романсы, баллады.
  В проникновенных романсах А.А. Алябьева (1787 - 1851), задушевных лирических песнях А.Е. Варламова (1801 - 1848) и А.Л. Гурилева (1803 - 1858), обаятельных национально-романтических операх А.Н. Верстовского (1799 - 1862) - автора знаменитой «Аскольдовой могилы» - нашли выход яркие, прогрессивные стремления русского искусства. Но только М.И. Глинке удалось ввести русскую музыку в круг мировых явлений, возвысив ее до уровня передовых идей своего времени. Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 - 1857) - великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего, в глубоком понимании задач народности и реализма.
  Уже первая опера Глинки «Иван Сусанин» (1836) была явлением крупного мирового значения. В «Иване Сусанине» (оригинальное название оперы «Жизнь за царя») Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала Российская оперная сцена. Чувство глубокого патриотизма находит высшее выражение в гениальном хоре «Славься», увенчивающем оперу торжественным гимном ликования.
  Иной художественный строй лег в основу оперы «Руслан и Людмила» (1842) - монументальной оперы сказочно-эпического склада. Взяв сюжет пушкинской поэмы, Глинка углубляет в «Руслане и Людмиле» черты былинного повествования. Во всем величии встают здесь картины седой старины, образы богатырской героики.
  Традиции Глинки продолжил его младший современник Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 - 1869). Ученик и друг Глинки, он следовал его заветам народности и жизненной правды.
  В романсах Даргомыжского выразилось стремление приблизить музыку к живой человеческой речи. Лучшие черты его глубоко своеобразной лирики свойственны романсам-монологам на слова М.Ю. Лермонтова, с их настроением тягостного и скорбного раздумья.
  Центральное произведение Даргомыжского - опера «Русалка» (1855) - положило начало новому жанру психологической драмы в русской музыке.
  Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет одной из «Маленьких трагедий» Пушкина.
  Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе A. Г. Рубинштейна (1829 - 1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге по инициативе А.Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н.Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
  В Петербурге в 60-е гг. композитором М.А. Балакиревым и преподавателем пения Г.Я. Ломакиным была открыта музыкальная бесплатная школа, существовавшая до 1917 г.
  Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 - 70-х гг. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке правду жизни, национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы.
  Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем Петра Ильича Чайковского (1840 - 1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
  Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений.
  В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в живописи, скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов. Обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге - Адмиралтейство - постройки А.Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт (А.Н. Воронихина), Биржа - (Тома де Томона) и ряд сооружений К.И. Росси; в Москве - комплексы построек О.П. Бове, Д.П. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, так поражавший своей прозрачностью, стройностью и величественностью, образ «Северной Пальмиры», который воспели А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков и другие поэты. Неувядаемой красоте зданий содействовала и монументально-декоративная скульптура, переживавшая в творениях И.П. Мартоса, Ф.Ф. Щедрина, B. И. Демута-Малиновского и С.С. Пименова свой расцвет. В памятнике Минину и Пожарскому работы И.П. Мартоса воплотилось высокое патриотическое воодушевление передовых людей тогдашнего русского общества.
  Развитие живописи и графики в начале XIX в. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности.
  Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О.А. Кипренского (1782 - 1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию сумел почувствовать в природе Италии С.Ф. Щедрин (1751 - 1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественные движением, отразилось в творчестве В.А. Тропинина (1776 - 1857) и особенно А.Г. Венецианова (1780 - 1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.
  На первое место в искусстве 30-х гг. выдвигается историческая живопись. Брюллов К.П. (1799 - 1852) в картине «Последний день Помпеи» изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия.
  Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать поворотный момент в жизни человечества. Он остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей.
  В середине 40-х гг. складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815 - 1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Утро чиновника», «Анкор, еще анкор!»).
  В 50-е гг. бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако лишь в 60-е гг., в пору демократического подъема, бытовая живопись достигает уровня боевого искусства. Необходимость правдивого искусства, обращенного прежде всего к современной жизни, глубоко вскрывающего и бичующего социальные пороки, борющегося за интересы народа, - эти требования, выдвигавшиеся Н.Г. Чернышевским и другими революционерами-демократами, находят свое отражение в творчестве В.Г. Перова (1834 - 1882), И.М. Прянишникова (1840 - 1894), Н.В. Неврева (1830 - 1904) и ряда других живописцев и рисовальщиков того времени. Обличение невежественного духовенства как опоры самодержавия, произвола чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение тяжелой доли крестьянства и забитости маленьких «униженных и оскорбленных» людей составляют основное содержание картин этих художников, пробуждающих в зрителе протест против тогдашнего общественного строя. Немалый вклад художники-шестидесятники внесли и в область портрета. Портреты Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, В.И. Даля и других известных людей, созданные Василием Григорьевичем Перовым, по глубине психологического и социального анализа представляют выдающиеся произведения портретной живописи.
  Академия художеств, продолжая сохранять значение основного центра профессиональной подготовки, превратилась со временем в консервативное учреждение, отстаивала программу и идейные установки искусства в прежних академических рамках, уже не отвечавших веяниям времени. Это привело к публичному разрыву с Академией группы одаренных художников - ее выпускников во главе с И.Н. Крамским («бунт 14-ти протестантов»), что имело огромный общественный резонанс. Уход из Академии (1863) и создание свободной «Артели художников» стали предпосылкой для возникновения нового направления в русской живописи, с самого начала противопоставившего себя Академии художеств.
  В 1870 г. возникло «Товарищество художественных передвижных выставок», сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы.
  В противовес официальной Академии художеств «передвижники» поддерживали все передовые художественные начинания, сыграв огромную роль в развитии реалистического русского искусства.
  Художественное движение 60-х гг. подготовило почву для расцвета искусства в 70 - 80-е гг. XIX в.
  Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871; И.Е. Репин «Иван Г розный и сын его Иван», 1885).
  Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В.И. Сурикова (1848 - 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова» 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинцев.
  Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М.М. Антокольский (1843 - 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор- летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). Опекушин A.M. (1838 - 1923) - один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А.С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения. Подводя итоги, можно сказать, что XIX в. был поистине «золотым веком» русской культуры.

Контрольные вопросы

  1. Наука и просвещение в России XVIII в.
  2. Ведущие художественные стили XVIII в.
  3. Просветительская деятельность Екатерины II.
  4. Выдающиеся деятели России и Европы о Екатерине II.
  5. Масонство в России. Найдите описание масонской ложи у Л. Толстого в «Войне и мире».
  6. Общественно-политическая жизнь России начала XIX в. и ее отображение в русской культуре.
  7. Образование и наука XIX в.
  8. Литература XIX в. - золотой фонд мировой литературы.
  9. Искания в театре и музыке.
  10. Архитектура, скульптура, живопись XIX в.

Список рекомендуемой литературы

  1. Борзаковский, П. Императрица Екатерина Вторая Великая / П. Борзаковский. - М., 1991.
  2. Брикнер, А. История Екатерины Второй / А. Брикнер. - М., 1991.
  3. Заичкин, И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра II / И.А. Заичкин, И.Н. Почкарев. - М., 1994.
  4. Ионов, И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX в. / И.Н. Ионов. - М., 1995.
  5. Колбчевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Колбчевский. - М., 1990.
  6. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - Петрозаводск, 1996.
  7. Ракова, М.М. История русского искусства / М.М. Ракова, И.В. Рязанцева. - М., 1978.
  8. Хрестоматия по истории России : в 4 т. - М., 1994. - Т. 4.
  9. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура / А.В. Юдин. - М., 1999.

 
© www.textb.net