Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  Во второй половине ХУ в. параллельно с зарождением капиталистических отношений в ряде стран Западной и Центральной Европы (а в Италии уже в ХIV в.) начинается новый период в культурном и идеологическом развитии, получивший в историографии название эпохи Возрождения, или Ренессанса.
  Что же «возрождалось» и почему?
  Возрождалось по-новому понимаемое античное наследие в связи с возникновением широкого общественного интереса к культуре, а именно к наукам и искусству, основы которых были заложены этой культурой. Возрождались философия и естествознание, литература и театр. Кончился наконец тысячелетний гнет католической церкви, отвергавшей и извращавшей античную культуру.
  По мере роста городов и образования в них значительной бюргерской прослойки становилось чуждым аскетическое средневековое миросозерцание, внушаемое католической церковью, ее представление о мире как о «юдоли плача и страданий». В среде бюргерства нарождалось светское миропредставление. Люди стали ближе к реальностям жизни.
  Как уже было сказано, воздействие античности ощущалось раньше, чем в остальной Европе, и сильнее оказалось в Италии, где на каждом шагу встречались памятники древнеримского искусства.
  Следом за Италией попытки воскресить и продолжить ушедшую культуру все чаще делались и в других странах Западной и Центральной Европы. В стороне от этого процесса была только Россия, в которой в силу ряда исторических причин интерес к античности пробудился на два века позже.
  В спасенных при падении Рима и Византии рукописях, в вырытых из их развалин шедеврах скульптуры и архитектуры перед изумленным Западом предстал прекрасный мир античной науки, литературы и искусства. Это открытие пробудило в странах Европы интерес к классической латыни и к языку Древней Греции. С тех пор они стали обязательным условием получения высшего гуманитарного образования.
  Впервые термин «Возрождение» стал применяться уже в XVI в. А двумя столетиями позже Вольтер и другие просветители, противники феодализма и капитализма, рассматривали эпоху Возрождения как продолжение общественного прогресса, начатого в античности и прерванного по вине церкви в средние века длительным и всеобщим варварством. При этом просветители игнорировали все успехи науки и искусства, которых человечество добилось в средние века, особенно в XIV и XV вв. Прошлое виделось просветителям только в отблеске костров инквизиции. Культуру Возрождения нельзя рассматривать как простое копирование и следование античным образцам. В эпоху Возрождения наследие, полученное Европой от древних ее обитателей, творчески перерабатывалось и только после этого усваивалось. Оно прошло следующие этапы: Раннее (XIV в., Италия), Высокое (90-е гг. XV - первая треть XVI вв.) и Позднее Возрождение (вторая половина XVI в.).
  Надо сказать, что не во всех странах Европы и не в одно и то же время имели место эти этапы. Так, в Нидерландах не было Высокого Возрождения, а в Германии - Позднего. Только в Италии ясно просматриваются периоды Проторенессанса (предвестника Возрождения), Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. В этом отношении Италия является страной классического Возрождения. Все его этапы представлены здесь новой живописью, скульптурой и архитектурой.
  Первыми крупнейшими мастерами живописи XIV в. были флорентийские художники Джотто (1266 - 1337) и Мазаччо (1401 - 1428). Оба использовали фресковую живопись для росписи стен храмов. При этом церковно-религиозные сюжеты ими трактовались в реалистическом духе. На фресках изображались не статичные «образы», а живые люди. Религиозные сюжеты и действия фантазией художников как бы переносились на улицы их родной Флоренции. XV в. стал веком открытия художниками законов перспективы. Фигуры стали выпуклыми, а пространство - трехмерным.
  Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунеллески (1377 - 1445). Он создал свой архитектурный стиль, в котором причудливо переплетались элементы древнеримской, романской и готической архитектуры. С помощью точных расчетов он решил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Марии дель Фьоре во Флоренции. Этому и другим его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и удивительная соразмерность всех частей.
  Брунеллески можно считать первым архитектором, явившим миру новый, если можно так выразиться, жизнерадостный тип дворца вместо мрачных замков средневековья.
  Другим крупным архитектором Раннего Возрождения стал Рафаэль Альберти. Опираясь на наследие античных художников, он сформулировал теорию искусства живописи. Ему принадлежит авторство «Десяти книг об архитектуре». В них он изложил научную теорию новой архитектуры, основанную на результатах изучения античных памятников. Знание творчества античных мастеров способствовало и созданию им теории искусства живописи. Крупным скульптором этого периода стал Донателло (1386 - 1466), который, изучая классические античные образцы, искал пути освоения принципов их создания.
  Конец XV - начало XVI вв. - время объединения всех достижений Раннего Возрождения. Гуманистические принципы, составлявшие идейную основу всего искусства эпохи Возрождения, получают уже на этом раннем этапе свое наиболее полное воплощение.
  Поистине титаном Возрождения стал человек, имя которого известно всему миру, - это Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Он был и замечательным художником, талантливым скульптором, и архитектором, одним из первых теоретиков искусства, а также выдающимся специалистом и знатоком во всех известных в то время науках, начиная от математики и физики и кончая геологией и астрономией. Леонардо да Винчи был одним из основателей эмпирического метода. Познание мира, согласно Леонардо да Винчи, происходит с помощью чувств, которые обогащаются разумом. Он считал, что предметом науки может быть только материальный мир. При помощи учения о так называемой двойственной истине Леонардо да Винчи отграничивал науку от религиозных суеверий. Вместе с тем он отказывался от критики католицизма и занимал примиренческую позицию по отношению к церкви. Леонардо да Винчи был не только ученым, математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Он был подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника - мыслителя, ученого, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.
  В 1480 г. Леонардо уже имеет свою мастерскую и получает заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекает его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» и «Святой Иероним».
  Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Людовику Моро. Миланский период творчества оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника.
  После взятия Милана французскими войсками в 1499 г. Леонардо покинул город. Начались годы странствий. К этому времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконды»), одного из самых прославленных произведений мировой живописи. Необычайная глубина и значительность созданного женского образа, черты индивидуального сочетаются в Моне Лизе с большим обобщением. В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года.
  Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483 - 1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.
  Рафаэль родился в Урбино, в семье скромного живописца. Отец стал первым его учителем. Позже он учился у Тимотео делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. У Перуджино Рафаэль воспринял плавность линий, свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. Семнадцатилетним юношей Рафаэль обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности. Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствует о Рафаэле как о мастере Высокого Возрождения.
  С переездом во Флоренцию Рафаэль живо впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, но он придает ей особую значительность, что получило выражение в таких его произведениях, как «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница».
  Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.
  В 1508 г. Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия, стремившегося привлечь к себе на службу талантливых деятелей культуры. Здесь в непосредственной близости к наследию античности расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.
  Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. Им написаны портреты: папы Юлия II, папы Льва X.
  В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение - «Сикстинскую мадонну» (1515 - 1519), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце.
  Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками.
  Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры этой эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства - Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения, грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивающим свободу и независимость своей родины.
  Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь - борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении творческого пути в центре внимания художника находится человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.
  Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции) в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирлайдайо, а через год - в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь он обучался под руководством Бертольдо ди Джованни. Познакомившись с культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в придворной обстановке. Его первые самостоятельные произведения свидетельствуют о тяготении к большим монументальным образам, полным героики и силы.
  Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498 - 1501) - первое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения.
  В 1501 - 1504 гг. была исполнена статуя Давида. Скульптор представил его перед боем. Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его гробницы, Микеланджело, не закончив эту работу, в 1505 г. переезжает в Рим. Выполненный им проект представлял собой величественный мавзолей, украшенный многочисленными статуями и рельефами. Для подготовки материала - мраморных блоков скульптор выехал в Каррару. За время его отсутствия папа охладел к идее сооружения своей гробницы. Оскорбленный Микеланджело покинул Рим и только после настойчивых призывов папы вернулся назад. На этот раз он получил новый грандиозный заказ - роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний.
  После смерти папы Юлия II Микеланджело закончил работу над его гробницей в более скромном, чем первоначальный замысел, варианте. Для нее были исполнены статуи двух пленников и статуя Моисея.
  Решительный перелом в мировоззрении Микеланджело происходит к концу 30-х гг. XVI в. и связан с наступлением кризиса ренессансной культуры. Падение под натиском иноземных завоевателей Рима, второе изгнание из Флоренции Медичи, героическая оборона республиканской Флоренции, участие в ней Микеланджело и падение республики - все это оказывает сильнейшее воздействие на творчество великого художника. В условиях усиливающегося террора он продолжает работу над гробницами Медичи в капелле при церкви Сан Лоренцо, построенной по его проекту.
  Последние годы жизни Микеланджело проводит в Риме в обстановке нарастающего духовного одиночества. Но и в эти годы усиления общественной реакции, нового наступления католической церкви Микеланджело не утрачивает веры в человека. Он создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд» (1513 - 1541). К этому же периоду относится величайшее из архитектурных сооружений Микеланджело - собор св. Петра в Риме, где вновь торжествуют высокие гуманистические представления. В создании собора св. Петра, который должен был свидетельствовать о мощи католицизма и папского государства, принимали участие поочередно Браманте и Рафаэль, Перуцци и Антонио де Сангалло Младший, но решающее значение в возведении этого крупнейшего культового здания Рима имел Микеланджело.
  Влияние Микеланджело на современных ему художников и последующие поколения огромно. Однако мастера, непосредственно с ним соприкасавшиеся, заимствовали только внешние формы, отдельные мотивы его произведений, не связывая их с пониманием глубоких противоречий и трагизма эпохи, которые нашли отражение в искусстве Микеланджело.
  В культуре Возрождения особое место заняла венецианская живопись. Важным художественным средством изображения в ней стал цвет. Возрождение здесь кончилось позднее, чем в остальной Италии, - в конце XVI в. Самым крупным мастером венецианской школы был Тициан. К концу XV - первой трети XVI вв. искусство Возрождения развивается и в Германии. Общественный подъем, вызванный Реформацией и Крестьянской войной, способствовал развитию национальной культуры. Именно в это время сложился литературный немецкий язык. Большой подъем наблюдался в области немецкой литературы и изобразительного искусства. В сочинениях крупнейшего немецкого поэта Ганса Сакса (1494 - 1576) реалистически изображается жизнь простого народа. Его песни, басни и драматические произведения содержат едкую сатиру на католическое духовенство, монахов и папу. Сатирический жанр развивался и в творчестве другого выдающегося немецкого писателя Иоганна Фишарта (1546 - 1590), высмеивавшего религиозные суеверия.
  В изобразительном искусстве тоже пробивал себе путь реализм. Знаменитый немецкий живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) написал ряд замечательных картин на религиозную и светскую тематику. Также известными художниками были: Ганс Гольбейн Младший (1497 - 1553) и Лукас Кранах Старший (1472 - 1553). Наступившая после подавления Крестьянской войны реакция пагубно сказалась на дальнейшем развитии немецкой национальной культуры. Основная ценность передовой литературы Возрождения заключается в ее могучем реализме. В условиях ломки феодализма и всеобщего брожения национальных сил реализму Возрождения был свойствен целостный охват индивидуальной и общественной, частной и исторической жизни в их единстве, а также смелое отражение ее противоречий в сочетании форм трагического и комического, возвышенного и низкого. Наиболее полно эти черты сказались в драматургии Шекспира. Реализм Возрождения был полон веры в возможность исторического прогресса. На творчество английских писателей эпохи Возрождения, несомненно, оказал влияние итальянский гуманизм. Известными писателями эпохи были Томас Мор (1578 - 1535), Джон Колет (1467 - 1519).
  Вторая половина XVI в. - так называемый «век Елизаветы» - время расцвета гуманистического театрального искусства, которое наиболее ярко воплотило в себе общественный подъем эпохи Возрождения. Величайшим представителем английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564 - 1616).
  Основанный на принципе подражания природе, понимаемой в духе пантеистических представлений о целостности и развитии мира, реализм Возрождения широко допускал фантастику, гиперболические формы, сказочно-фольклорные образы (Рабле, Шекспир).
  В произведениях Шекспира получили яркое выражение гуманистические идеи английского Возрождения. В своих комедиях: «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и других он ярко выразил чувство утверждения радости жизни, любви, борьбы с судьбой. Все его творчество проникнуто уважением к человеку независимо от его происхождения. В своих комедиях Шекспир изобразил мысли, чувства и переживания людей, освободившихся от религиозного, мистического мировоззрения средневековья. Наиболее известны трагедии В. Шекспира «Король Лир», «Гамлет», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», а также исторические хроники. Наряду с К. Марло Шекспир - основатель английской драматургии.
  Наиболее ярко особенности английского Возрождения проявились в сценическом искусстве. В XVI в. театр в Англии был местом, где собирались представители всего населения. Его посещали аристократы и джентльмены, купцы и чиновники, в театр заходили крестьяне, приезжавшие в город на рынок, ремесленники, матросы и портовые рабочие. Все зрители обычно бурно реагировали на пьесу, игру актеров, отдельные реплики, спектакль шел то под одобрительные возгласы публики, то под крики возмущения, то в глубоком молчании.
  Во второй половине XVI в. появился целый ряд театров как публичных, так и частных. Большой популярностью пользовался театр «Глобус», где Шекспир был драматургом и пайщиком. В репертуаре театра было обилие постановок из истории Англии, особенно средневековой, а также драмы или конфликты, взятые из окружающей жизни.
  Литература Возрождения разносторонне и блестяще отразила величайший прогрессивный переворот, пережитый Западной Европой в XV-XVI вв. Огромное значение для литературы Возрождения имел протекавший в это время процесс образования наций и национальных государств, а в связи с этим и национальных языков. Многие писатели- гуманисты выступают идеологами национального единства, вдохновителями и создателями новой литературы на национальных языках, а в дальнейшем и сторонниками ее самобытных форм. Это движение началось в Италии под воздействием творчества Данте (трактат «О народной речи», 1304 - 1307). На основе широких национальных интересов и развитого буржуазного гуманизма возникают величайшие произведения эпохи, складываются новые жанры, опирающиеся на реалистические народные традиции и наследие классической античности. Бурная самодеятельность народных масс в ходе борьбы с феодализмом и образования национальных государств служит основой народности передовой литературы Возрождения. Там, где буржуазный гуманизм отрывался от этой основы, он терял идейность. В этих случаях и литература Возрождения, попадая под влияние аристократии и папства, теряла национальную содержательность. В истории литературы итальянского Возрождения особенно выделяется замечательный поэт Людовико Ариосто. В его поэме «Неистовый Роланд» удивительно ярко передан дух этой эпохи. Мировосприятие Ариосто светлое, радостное. Он еще не ощущает драматической коллизии между гуманистическим идеалом и действительностью.
  В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но кружки гуманистов появились также в Риме, Неаполе, Венеции и Милане.
  Демократические тенденции в гуманизме нашли свое яркое отражение в трудах представителей европейского утопического социализма Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, а также в работах Себастьяна Бранта «Корабль дураков» и Франсуа Рабле «Гар- гантюа и Пантагрюэль».
  Первым гуманистом Италии в эпоху Возрождения стал Франческо Петрарка (1304 - 1374), родом из Флоренции. Петрарка написал получившие мировое признание сонеты к своей возлюбленной Лауре. Как истинный гуманист он придавал большое значение личным качествам человека независимо от знатности его происхождения: «У всех людей кровь одинакового красного цвета», - говорил Петрарка.
  Находясь на службе у пап, Петрарка отрицательно относился к деятельности верхушки римской церкви, способствовавшей суеверию и невежеству. Его так же, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, подвергающейся насилию со стороны могущественных соседей. Объединить ее, по мнению поэта, следовало в форме республики.
  Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Парижский университет и Римский сенат увенчали его лавровым венком. Венецианский сенат признал Петрарку величайшим поэтом своего времени.
  Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313 - 1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике, состоящем из 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных преград. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.
  За острую сатиру церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов. Его сочинения были включены в список запрещенных церковью книг.
  В XV-XVI в. для нового, поднимающегося класса буржуазии в странах Европы средневековая религиозная идеология аскетизма стала окончательно неприемлемой. С ростом культуры у буржуазии появились новые интеллектуальные интересы. Она поверила в свои силы, в свою способность по-новому разрешить все основные жизненные проблемы. Тягостный контроль церкви над деятельностью человека и его образом мыслей потерял свою обязательность. Гуманисты воспевали красоту природы, неисчерпаемое богатство духовных сил человека, утверждали, что цель человеческой жизни заключается в достижении счастья. Но вместе с тем, стремясь превратить в добродетель наиболее характерную черту буржуазии этой эпохи - жажду наживы, гуманисты доходили до утверждения того, что богатство - обязательный признак благоволения Бога к данному человеку.
  Уже в эпоху Возрождения некоторые идеологи буржуазии делали попытки теоретического обоснования худших сторон индивидуализма буржуазии, доходящей в жадной погоне за прибылью до безграничного антиобщественного эгоизма и полной аморальности. Например, Поджо Браччолини в «Диалогах» (1435) писал о том, что великие деяния возможны лишь тогда, когда воля отдельных лиц нарушает закон большинства.
  Характерной чертой нового мировоззрения было также пробуждение национального самосознания. С формированием нации появилось чувство буржуазного патриотизма, понятие отечества, отсутствовавшее в раннем средневековье. Появляются работы, посвященные истории родной страны. В эпоху Возрождения возникла литература на народных языках, а латинская художественная литература в XVI в. окончательно прекратила свое существование. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но и как средства воспитания человеческой личности.
  Философия эпохи Возрождения была философией зарождающейся буржуазии, буржуазии эпохи капиталистического накопления. В Западной Европе борьба буржуазии против феодализма и крепостничества тесно переплеталась с ее борьбой против господства католической церкви как носительницы и защитницы феодальных порядков и врага научных знаний. Это придавало философии Возрождения прогрессивный, антицерковный и антисхоластический характер и содействовало росту материалистических тенденций, противостоящих господствовавшему при феодализме теологическому мировоззрению.
  Одной из наиболее важных особенностей эпохи Возрождения было то, что именно во второй половине XV в. возникло современное естествознание. Своим возникновением и быстрым расцветом оно было обязано в первую очередь практике, ремеслам и мануфактурному производству.
  Большую роль в накоплении научного материала сыграли географические открытия, которые доставили бесконечный, до того времени недоступный материал из области метеорологии, зоологии, ботаники и физиологии человека.
  Рост производства, расширение торговых и культурных связей, прежде всего с Востоком, географические открытия, широко раздвинувшие рамки известного мира, быстрое развитие экспериментальных исследований во всех областях естествознания привели к накоплению в невиданных дотоле масштабах громадного эмпирического материала. Изобретение способа изготовления печатаных шрифтов в литейных формах И. Гутенбергом и книгопечатание сыграли огромную роль в распространении научных знаний в эпоху Возрождения. Создание великим польским ученым Николаем Коперником (1473 - 1543) новой гелиоцентрической системы было наиболее крупным и революционным по своему содержанию и по своим последствиям научным открытием. Удар по религиозному мировоззрению был нанесен Коперником в самом важном и самом чувствительном месте церковного миропредставления - в вопросе о мироздании. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии. Вокруг этого учения разгорелась ожесточенная идеологическая борьба. В 1551 (спустя 8 лет после смерти Коперника) были составлены первые астрономические таблицы, вычисленные согласно его теории. В конце XVI в. датский астроном Тихо Браге (1546 - 1601) произвел новые, весьма точные наблюдения над звездным небом, позволившие позднее открыть законы движения планет. Дальнейшее развитие астрономия получила в трудах И. Кеплера и Г. Галилея.
  Если в астрономии широко использовался метод точных наблюдений, то в других отраслях естествознания наблюдения сочетаются с широко поставленным научным экспериментом. Особенно внимательно изучаются задачи определения центра тяжести, теория простых машин, законы падения тел и траектория горизонтально брошенного тела. Большое внимание привлекают также проблемы гидростатики и гидродинамики. Механику разрабатывали Леонардо да Винчи, Н. Тартальян (ок. 1499 - 1557), занимавшийся также геодезией и математикой (давший решение неполного кубического уравнения), С. Стевин (1548 - 1620), который ввел во всеобщее употребление десятичные дроби, и другие ученые.
  Наряду с механикой и астрономией значительное развитие в эпоху Возрождения получила оптика. К концу эпохи Возрождения, на рубеже XVI-XVII вв., были сконструированы микроскоп и «зрительная труба». Достижения вышеперечисленных наук находились в тесной связи с развитием математики. В области геометрии и алгебры ученые эпохи Возрождения опирались на математическое наследие античного мира, арабов, народов Средней Азии. Успехи астрономии повлекли за собой развитие тригонометрии. Региомонтан первый ввел в математику функцию тангенса, развил представление о сферическом косинусе. Н. Кузанский (1401 - 1464) в ряде математических работ дает некоторые представления об иррациональных числах. В работах Дж. Кардано (1501 - 1576) впервые появляются мнимые величины. Виет Ф. (1540 - 1603) и Штифель М. (1486 - 1567) разработали алгебру, расширили и усовершенствовали ее буквенную символику. На исходе эпохи Возрождения появляются первые логарифмические таблицы.
  Географические открытия послужили толчком к развитию географии, ботаники, зоологии и начатков геологии. Появляются многочисленные описания дальних путешествий, совершенствуются географические карты и глобусы. Представления о животном и растительном мире, о земных недрах, а также об образе жизни людей в новых открытых странах резко раздвинули границы человеческого познания. Описывается, изучается флора и фауна этих стран. Производятся первые опыты акклиматизации неизвестных прежде растений, делаются попытки гибридизации. Андрей Цезальпин (1519 - 1603) закладывает начало физиологии и морфологии растений и их классификации.
  Начинает развиваться медицина. Изучаются процессы обмена веществ, механики мускульных движений человека. Врач и химик Парацельс (1493 - 1541) изучает профессиональные заболевания горнорабочих, болезни обмена веществ, ранения. Многим анатомия обязана Леонардо да Винчи и А. Везалию.
  Одновременно с медициной развивается химия. Парацельс, разрабатывая вопросы медицинской химии, исследует главнейшие соединения ртути, свинца, железа, кладет начало минеральной фармакологии.
  Начинает зарождаться геология. Леонардо да Винчи высказывает догадку о постепенном возникновении гор из напластований речного ила и об их разрушении под действием рек, выдвигает мысль о геологическом процессе поднятия участков земной коры, образовании суши на месте моря. Такие же взгляды выражает керамист и химик Б. Палисси (1510 - 1589) - создатель крупной минералогической и палеонтологической коллекции в Париже.
  Потребность в обобщении накопленных знаний побудила мыслителей Возрождения обратиться к античному научному наследию, в основе своей забытому в средние века. Углубленно исследуется научное наследие Архимеда, сочинение Аполлония о конических сечениях, произведения Диофанта, содержащие начатки алгебры, книги по механике Паппа и др. Наряду с наследием античности, передовые ученые Возрождения сумели использовать достижения средневековых ученых на Западе и Востоке в области математики, астрономии, химии и др. Огромные изменения произошли и в литературе позднего Возрождения.
  Конец эпохи Возрождения ознаменовался выступлением крупнейшего английского философа Френсиса Бекона (1561 - 1626), автора замечательного произведения «Новый Органон».
  Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494 - 1553). Наиболее известным произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Это грандиозная, полная остроумия и сарказма сатира на феодальное общество. Рабле осуждает несправедливость феодального суда, издевается над нелепостью средневековой схоластической науки, высмеивает монашество, нападает на католическую церковь и папскую власть. Как гуманист Рабле стоял за всестороннее, гармоническое развитие человеческой личности.
  Французское изобразительное искусство в XVI в. характеризуется большими успехами в области портрета.
  Эпоха Возрождения вытеснила готические традиции в архитектуре. Началось подражание итальянским образцам, впоследствии французская архитектура приобрела самобытный характер. Выдающимся французским скульптором эпохи Возрождения был Жан Гужон (1510 - 1568). Высокого мастерства достигла живопись по стеклу и искусство изготовления эмалей. В XVI в. это искусство приобрело светский характер.
  Социальная этика гражданского гуманизма, идеализируя реальность, рассматривала существующие общественно-экономические отношения как порядок, в принципе основанный на законе «естественной справедливости», но способный к дальнейшему улучшению в соответствии с гармонией. Устранение общественных пороков, противоречий и конфликтов гуманисты усматривали в нравственном совершенствовании отдельной личности и общества в целом. В этом ярко проявились и гражданственность их этики, и иллюзорность предлагавшихся ими способов преодоления реальных противоречий.
  В гражданском гуманизме, утверждавшем принципы свободы, равенства, республиканизма, нашли отражение интересы рождавшейся ранней буржуазии, однако лишь к этому нельзя свести историческое значение новой идеологии - по своему объективному социальному содержанию комплекс идей этого направления был более широким, носил антифеодальный, антисословный характер. Особенно ярко свидетельствует об этом высокая оценка творчества, утверждение принципа обязанности труда, общественно полезной деятельности как важнейшей этической нормы. Гуманисты Возрождения видели в активной мирской деятельности, созидании основу благосостояния индивида и общества, фундамент развития культуры. Человек обретал на земле свое собственное царство, где должна была раскрыться вся его мощь творца; самым ярким проявлением этой мощи для гуманистов была культура - выражение глубокого и наиболее полного человеческого сотрудничества, совокупного исторического опыта человеческого рода.

 
© www.textb.net