Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Литература Западной Европы ХI – ХIII вв.

  Как полагает большинство исследователей, одним из самых блестящих выражений «средневекового Ренессанса» ХII в. был расцвет литературы. В ХI - ХIII вв. записан существовавший до этого в устной традиции героический эпос, который стал важнейшей составной частью письменной культуры средневековья. Эпос выступал хранителем коллективной памяти об историческом прошлом, был выразителем идеалов и эстетических ценностей европейских народов. Его корни уходят далеко в глубь эпохи Великого переселения.
  Другим направлением литературного творчества XI - ХIII вв. была рыцарская литература - важная часть рыцарской культуры средневековья. Ее возникновение связывают с процессом консолидации сословия светских феодалов, к которым стали применять термин «рыцарство». В период развитого феодализма понятие «рыцарь» стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям - крестьянам и горожанам.
  Складывается образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен был происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о приумножении своей славы, совершать подвиги, о которых должен был знать весь христианский мир. Кроме этого, идеальный рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе, быть щедрым к вассалам, защитником слабых и угнетенных. От рыцаря требовалось быть обходительным, уметь играть на музыкальном инструменте и сочинять стихи, участвовать в турнирах и, наконец, соблюдать все правила «куртуазии» - безупречного воспитания и поведения при дворе, т.е. светскость. Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходился с действительностью, но он играл большую роль в западноевропейской культуре.
  В рамках рыцарской культуры в ХII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде.
  Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов - Артуре (V-VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его - Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис - воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, в том числе бретонского цикла, были поиски святого Грааля - чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь распятого Христа.
  В бретонский цикл романов входит и прекрасная «Повесть о Тристане и Изольде» - поэма о вечной, неумирающей страсти, которая возгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.
  Крупнейшим представителем жанра рыцарского романа в ХII в. был французский поэт Крестьен де Труа. Он также пересказывал легенды Артуровского цикла и воплощал их в своих романах в стихах. Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.
  Вместе со светской рыцарской культурой в Западной Европе ХI - ХIII вв. распространяется культура городов, антифеодальная и антицерковная по своей направленности, сатирически заостренная и весьма вольнолюбивая. Эти черты были особенно характерны для городской литературы, отразившей возросшее самосознание третьего сословия. Городские поэты тяготели к изображению повседневного быта обитателей города - ремесленников, торговцев, представителей плебса, феодалов, служителей церкви. Они ценили трудолюбие, практическую смекалку, лукавство, хитроумие и пронырливость горожан. Героями городской литературы стали смышленый ремесленник или крестьянин, хитрый поп, которые без труда оставляли в дураках богачей, кичащихся своим сословным превосходством.
  Наиболее популярным жанром городской литературы были стихотворная новелла, басня или шутка. В XII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем им были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство.

 
© www.textb.net