Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Высокая классика (V в. до н.э.)

  Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н.э.
  В начале V в. до н.э. центр тяжести политической и культурной жизни греческого мира переместился из Ионии (Малая Азия) и с островов Эгейского моря в Грецию континентальную, особенно в Афины - центр Аттики. Неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи придали Афины, а само Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и своеобразным законодателем моды. Правители Афин (прежде всего Перикл) стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире.
  Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Всестороннее развитие личности стало целью образования (в том числе и физического). Здесь греки опередили другие народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афины V в. до н.э., где существовали наилучшие условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов.
  Первым философом, прославившим Афины, был Анаксагор из малоазийского города Клазомены. Материалистические основы расуждений Анаксагора близки к ионийской натурфилософии. Некоторое время проживал в Афинах и знаменитый Демокрит из Абдеры. Ему принадлежит учение об атомах - неделимых и неизменных частицах, вечно движущихся в пустоте. Демокрит, по-видимому, - самый универсальный греческий мыслитель античной эпохи: автор трудов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, музыке, поэзии, грамматике, архитектуре, медицине. В этом отношении с ним мог соперничать один лишь Аристотель.
  Воплощением эллинской мудрости V в. до н.э. стал великий Сократ, учитель Платона; последний сохранил его образ, биографию и учение. Босой, в залатанном плаще, некрасивый Сократ давал уроки всем желающим и не брал платы за учение. Многие современники не видели большой разницы между Сократом и софистами, причисляя и первого к новым «учителям мудрости». Но отличало их то, что Сократ верил в существование объективной истины, правда, не обещая своим ученикам раскрыть ее непременно: ведь он сам говорил о себе: «Я знаю, что ничего не знаю». У Сократа было немало врагов, так как он с присущей ему иронией нередко ставил в тупик собеседников и обличал человеческую глупость, предрассудки, ложные мнения. Политические противники Сократа имели достаточно поводов для того, чтобы привлечь его к суду (за безбожие и аморальность) и затем, как известно, обречь философа на смерть. По приговору суда Сократ выпил яд.
  В классическую эпоху наука сделалась специальной сферой деятельности. Особенно показателен прогресс медицины. «Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежащих к школе Гиппократа (V-IV вв. до н.э.), дает представление о медицинских знаниях и практике того времени. Медицина жрецов сменилась в Греции медициной врачей, основанной на точных наблюдениях.
  Если Гиппократа называли «отцом медицины», то Геродота - «отцом истории». Уроженец малоазийского города Галикарнасс Геродот много путешествовал, посетил Персию, Египет, берег Черного моря и свои впечатления собрал в объемном труде «История» - первом связном изложении исторических сведений.
  Подобно тому как эпоха архаики в Греции выразила себя в лирике, V в. до н.э., когда культурным центром Эллады сделались Афины, выразил себя в аттической трагедии и комедии - жанрах, наиболее полно отвечающих духу классического полиса.
  Трагедия (в буквальном переводе - «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося «сатирами», одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров (с VI в. до н.э.). В V в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог, - так возникла драма, театральное действо.
  Театр занимал совершенно особое место в жизни древних греков, он был общественным институтом и имел дидактические (воспитывающие) функции.
  Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (хорегия). Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало скорее современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке - орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театро- ном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и пр.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие. Античная культура была культурой устного, а не письменного слова; высказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтения про себя.
  Как и в других областях греческой культуры, в театре присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.
  Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга - отец трагедии Эсхил и два его современника - Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила - проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы - царь Эдип, Антигона, Электра - глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла - в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов - Еврипида - отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик.
  Расцвет аттической комедии (V в. до н.э.) связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Это отличает аттическую комедию с ее язвительной сатирой и постоянной политической заостренностью от классической трагедии с ее интересом к легендарному, мифологическому прошлому древних греков.
  В классический период греческая архитектура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета, причем главным центром художественного творчества были Афины.
  В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445 - 427 гг. до н.э.) в Афинах был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы греков над персами, он был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства. Даже сейчас, в развалинах, этот памятник золотого века античной культуры сохраняет свою гармонию и величавость.
  Строительными работами и украшением Афинского Акрополя в V в. до н.э. руководил замечательный скульптор Фидий, друг Перикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма Акрополя - Парфенона, посвященного богине Афине-Деве. История сохранила имена его создателей - Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон - воплощение гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь, - Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Афины-Ники Аптерос, напротив, преобладали ионические черты.
  В ионическом ордере был построен (в конце V в. до н.э.) своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея - Эрехтейон - образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный - вместо колонн там стоят шесть женских фигур - знаменитые кариатиды.
  Храмы Акрополя расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан - Великих Панафиней - лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли также несовершенство человеческого зрения. Колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все колонны немного наклонены внутрь к стенам здания - от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными.
  Храмы не единственное украшение Акрополя. Особое место в нем занимала скульптура. Своего совершенства греческая пластика достигла во фризах Парфенона (работа Фидия и его учеников). На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними - метопы. Метопы Парфенона имели рельефы, изображающие битвы греков с амазонками, лапифов - с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов. Из более чем 500 фигур на скульптурном фризе Парфенона ни одна не повторяет другую. Он считается одной из вершин классического искусства.
  Внутри Парфенона, в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины, но сделана она не из бронзы или белого мрамора, а из слоновой кости и золота; из чистого золота одежда, а шлем, волосы и щит выполнены из золотых пластин. В глазницы вставлены драгоценные камни - сапфиры. Эта культовая статуя была творением великого Фидия, воплотившего в образе Афины-Девы величие родного города. Фидий явил миру новый образ Афины - богини-воительницы и богини мудрости - истинной покровительницы находящегося на вершине своей славы и могущества афинского полиса.
  Идеал человеческой личности воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе - Зевса Олимпийского (для храма в Олимпии), высота статуи 14 м. Грозный бог изображен величаво сидящим на троне, но его мягкий и глубоко человечный взгляд не соответствовал образу жестокого и мстительного царя богов. Доброе и кроткое лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, сделана из золота и слоновой кости, но, в отличие от последней, причислялась к семи чудесам света. Древние авторы сообщали, что для грека было несчастьем умереть, не увидев Зевса Олимпийского. «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть, взошел?» - восторженно писал древний поэт.
  Скульптура в целом переживает в V в. до н.э. период бурного расцвета. На смену господствовавшим в эпоху архаики двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульпторы стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.
  Утверждение достоинства и величия человека и гражданина - главный мотив греческой скульптуры эпохи классики. Два великих современника Фидия - Мирон и Поликлет - прославились созданием скульптурных образов атлетов-победителей. Их излюбленным материалом была бронза, всемирно известен «Дискобол» Мирона, в котором прекрасно передан момент движения тела и преодолена идущая от архаического периода статичность. Мирон - первый среди греческих скульпторов, кому удалось показать динамику человеческого тела.
  Третий знаменитый скульптор V в. до н.э. - Поликлет - определил совершеннейшие пропорции человеческого тела и передал их в пластике. Установленный им канон более ста лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришел в IV в. до н.э. новый, открытый скульптором Лисиппом.
  Согласно канону Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8. Эти и другие соотношения строго соблюдены в фигуре «Дорифора», воплотившего в себе идеал мужской красоты. Бронзовые статуи Мирона и Поликлета не сохранились; до нашего времени дошли лишь римские мраморные копии.
  С начала IV в. до н.э. полисная жизнь греков начинает клониться к упадку. Кровопролитные войны (особенно Пелопоннеская война 431 - 404 гг. до н.э.), политическая нестабильность, внутриполисная борьба подрывали его основу - союз равноправных граждан. Реакцией на эти процессы явилось ослабление полисного патриотизма, нарушение традиционных связей государства и гражданина. Ослаблением греческих государств воспользовался северный сосед греков - молодое государство Македония, покорившее Грецию в 338 г. до н.э.
  Однако политико-экономический кризис, переживаемый греческими полисами в IV в. до н.э., не означал упадка культуры, напротив, этот период отмечен многими важными достижениями в литературе, философии, науке и искусстве. В этот период творили такие выдающиеся мыслители древности, как Платон и Аристотель, на небывало высокий уровень поднялось ораторское искусство, а изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
  Очень популярной в IV в. до н.э. была философия, в частности философия киников, основанная на учении о жизни в согласии с природой и ограничении насущных потребностей. Так, основываясь на принципах кинического учения, на пренебрежении к удобствам, проводил свою жизнь знаменитый Диоген, герой бесчисленных анекдотов. О нем рассказывали, что он жил в простой бочке на площади, в полной нищете, но язвительно высмеивал пороки и условности в поведении окружающих. Это он днем в толпе искал с фонарем того, кого мог бы назвать человеком, говоря: «Народу много, а людей немного». Диоген, как и прочие киники, призывал к отречению от материальных благ и предрассудков.
  Среди многочисленных учеников Сократа в IV в. до н.э. никто не встал вровень с Платоном - выдающимся философом древности, создателем целостной системы философского идеализма. В Афинах он основал свою школу в роще, посвященной герою Академу - Академию.
  Самый знаменитый ученик Платона - Аристотель, сын врача из города Стагира (поэтому часто называемый Стагиритом). Аристотель впоследствии разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». В роще, посвященной Аполлону Ликейскому, Аристотель основал новую школу, названную Ликеем, где он прогуливался со своими учениками, беседуя на философские темы. Еще до основания Ликея Аристотель в течение нескольких лет воспитывал наследника македонского престола Александра Македонского.
  Как философ Аристотель был вдумчивым ученым-систематиком. Он отверг всю систему платоновского идеализма и признал реальность объективно существующих вещей. Но Аристотель не только автор собственной оригинальной системы. Он также систематизировал все накопленные к его времени научные знания. Познания его охватывали математику и механику, биологию и зоологию, физику и психологию, риторику, политику, теорию искусств. Систематизировал он и сами философские знания, выделив логику как самостоятельную науку. Но это перечисление - лишь часть того поистине универсального наследия, которое оставил этот гений древнегреческой культуры.
  Если в V в. до н.э. центром монументальной архитектуры были Афины, то в следующем, IV в. до н.э., центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями, чем прежде.
  В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором прославился, в частности, талантливый зодчий Пифей, построивший в г. Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей - грандиозную гробницу карийского царя Мавсола и его жены Артемисии в г. Галикарнассе. Эту 24-ступенчатую трехъярусную мраморную пирамиду высотой 49 м, увенчанную четверкой коней в упряжке - квадригой, древние причисляли к семи чудесам света. Здание поражало своей пышностью и далеко отошло от простоты и строгости сооружений эпохи «высокой классики». Не менее пышными и гигантскими были классический диптер (храм с двойным рядом колонн), также считавшийся «чудом света»: храм Артемиды в г. Эфесе. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и свидетельствовали о приближении новой, эллинистической эпохи, в которой слились воедино греческие и восточные культурные заимствования.
  В зодчестве IV в. до н.э. ведущую роль играли уже не храмовые (культовые) сооружения, а постройки светского характера - театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный ансамбль построен в г. Эпидавре: храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, концертный зал и прекрасный, поражающий гармонией пропорций и хорошей акустикой театр, шедевр выдающегося зодчего Поликлета - младшего.
  Скульптура IV в. до н.э. передавала, по сравнению с творчеством великих афинских скульпторов V в. до н.э., больше индивидуальных черт. На смену величавости, достоинству, даже некоторой суровости классического стиля V в. пришли другие тенденции - драматический пафос, лиризм, задушевность и грациозность. Их воплотили в своем творчестве Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие тончайшие оттенки движения человеческой души, настроения. Скопас, уроженец «мраморного» острова Парос, обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его «Менада», танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазонками - «Амазономахию».
  Младший современник Скопаса, Пракситель, любил изображать олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его «Отдыхающий сатир» и «Аполлон» с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя - «Афродита Книдская» - прообраз многих позднейших изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Подлинных статуй Праксителя (так же, как и Скопаса) сохранилось очень мало: нам известны в основном лишь римские копии. Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.
  Стремление передать многообразие характеров - основная черта творчества третьего великого скульптора IV в. до н. э. - Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон Поликлета. Этот новый идеал полнее всего воплощен в «Апоксиомене» Лисиппа.
  Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением - «Аполлоном Бельведерским». Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.
  В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи IV в. до н.э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую эпоху.

 
© www.textb.net