Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3. Нормы и ценности культуры

  Стержневыми компонентами картины мира, наряду с интуитивными представлениями, архетипами, способами мировосприятия, являются культурные нормы и ценности.
  Осваивая окружающий мир, человек решает для себя, какие его элементы необходимы для жизни, а какие нет. В итоге у него складывается ценностное отношение к миру. Все предметы, явления или идеи получают оценку и представляют определенную значимость, на основании которой складывается соответствующее к ним отношение. Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение.
  В любой составляющей культуры формируются свои ценностные измерения, существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. Причем процесс развития культуры всегда сопровождается их переоценкой. Так, в античности из всех ценностных измерений первое место занимает эстетический подход к миру, в средние века выдвигается религиозно-нравственный подход, в Новое время - научный.
  В человеческом сознании одновременно присутствует множество ценностей самого разнообразного качества и значения, образующих в совокупности систему ценностей, внутри которой все ценности упорядочены по отношению друг к другу. Такая система, определяя отношения человека с природой, обществом, ближайшим окружением и самим собой, играет важную роль в любой культуре. Поскольку, когда человек усваивает ценности окружающего мира, он основывается на сложившихся в его культуре традициях, нормах, обычаях, постепенно формируя собственную систему предпочтений, обеспечивающих ему руководство в жизни. На этой базе в каждой культуре вырастает своя система ценностей, отражающая ее своеобразное место в мире. Обычно такая система представляет собой иерархию, в которой ценности расположены по нарастающей значимости. Это позволяет обеспечивать целостность культуры, ее неповторимый облик, необходимую степень порядка и стабильности.
  Значение ценностей в жизни общества в целом и отдельного человека в частности трудно переоценить. Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.
  Все множество ценностей можно условно упорядочить и классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются:
  У витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;
  У экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;
  У социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
  У политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;
  У моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
  У религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание.
  У эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.
  Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы.
  Прежде всего, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.
  Вторую группу составляют оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми.
  Обе группы культурных ценностей составляют стержень любой культуры, определяя ее неповторимый характер.
  Обычно обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями различных культур.
  Например, такая социальная ценность, как равенство полов принимается не всеми государствами. Страны арабского мира, как известно, отрицают равенство возможностей для женщин. Они даже были предупреждены в отчёте ООН 2008 г. о том, что это бесправие является одним из важнейших факторов, не позволяющих этим странам вернуть положение глобальных лидеров в сфере торговли, образования и культуры.
  Но все-таки среди огромного многообразия подобных восприятий можно выделить небольшую группу ценностей, которые совпадают как по характеру оценок, так и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных или общечеловеческих. Их универсальность объясняется тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия людей независимо от культурной специфики. Например, нет ни одной культуры в мире, которая оценивала бы положительно убийство, ложь, воровство. В каждой культуре существуют свои границы терпимости по отношению к этим явлениям, но общая негативная их оценка однозначна.
  Жизнь человека в обществе невозможна без существования определенных правил, составляющих значительную часть его образа жизни. В соответствии с этими правилами любой человек имеет собственное представление о «плохом» и «хорошем» поведении. В каждой культуре формируется система дозволений и запретов, которые предписывают, как обязан человек поступать в той или иной ситуации, или запрещают какие-то поступки. Все это означает, что общение между людьми облечено в различные формы, подчинено тем или иным культурным нормам.
  Культурные нормы - определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они выделялись из обычаев или разрабатывались для случаев специализированного поведения.
  Практически с самого начала культурной деятельности человека возникает необходимость в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Это вызвано тем, что материальные продукты культуры, создаваемые людьми, показывают лишь свои возможности, но не определяют, как должны действовать люди в различных отношениях между собой. Поэтому вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми.
  Нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
  Нравственность в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
  Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, правила человеческого поведения, интерпретации различных явлений культуры, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.
  Четкие нормы фиксируются в сознании людей через воспитание, образование, убеждение. Форма нравственной культуры может быть разной - от строгой до совсем либеральной, но в любом случае она запечатлевается в сознании человека и не может быть ему неизвестной.
  Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие - либо поступки, действия по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к другим людям. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи понимает, что «можно», а что «нельзя». Немаловажное значение в создании норм культуры, характерных для данного общества, имеют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов.
  Огромная роль в передаче духовного опыта от поколения поколению играется системой образования. Человек, входя в жизнь, приобретает не только знания, но также и принципы, нормы поведения, восприятия и отношения к окружающему миру. При этом в его поведении проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и т.д.
  Сравнивая поведение какого-либо человека с конкретными культурными ценностями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся от нормы. Под нормальным понимается поведение, соответствующее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество. Его составляют определенные манеры поведения, общепринятые способы общения, обращение с окружающими, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Так, например, во многих культурах считается недопустимым ходить по улицам нагим, оскорблять старших, бить женщин, обижать слабых, издеваться над инвалидами и т.п.
  Нормы культуры неустойчивы, как и сама культура, они носят открытый характер. Именно в культуре отражаются те изменения, которые претерпевает общество. На протяжении истории человечества все культуры создали колоссальное число самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения во всем многообразии поведенческих норм можно выделить следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.
  Упорядочивая повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, анализируя различные формы их отношений, нравы, были исторически одним из первых регуляторов человеческого поведения. Они очень подвижны и динамичны, поскольку призваны упорядочивать текущие события и поступки. Нравы - это моральные оценки возможности тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей, существующие в данном обществе.
  Ответственность за нарушение этих норм носит относительный характер, поскольку наказание может быть самым разнообразным - это могут быть просто неодобрительные взгляды людей, которые находятся рядом с вами, это может быть устное осуждение, а в некоторых странах расплатой может быть и смертная казнь.
  Обычаи - общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние обычаев, в первую очередь, касается частной жизни людей. Обычаи регулируют взаимоотношения и общение с семьей, с друзьями, со знакомыми, с соседями, с коллегами по работе, да и просто с незнакомыми людьми и т.д. Они обязывают к строго регламентированному поведению в конкретных ситуациях. Обычаи зародились как традиционные формы поведения, обеспечивающие культурную устойчивость. В этом было заинтересовано все общество, стремившееся их оберегать и сохранять, что позволило многим обычаям оставаться неизменными на протяжении многих веков.
  Каждая культура славится своими обычаями, которые пронизывают все стороны жизни человека. Тот или иной обычай всегда ассоциируется с какой-то характерной ситуацией. Поэтому основные черты обычаев соизмеряются с образом жизни общества и его социально-сословной структурой. Поэтому, казалось бы, одинаковые обычаи в разных культурах получают абсолютно разные формы проявления.
  Примерами здесь могут быть обычаи встречи Нового года в разных культурах.
  Так итальянцы считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год. Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то посуда или мебель. Тот же смысл имеет обычай надевать утром первого дня нового года новую одежду.
  В Испании и Португалии по обычаю в новогоднюю ночь с каждым ударом часов съедают по виноградине (свежей или засушенной) и загадывают желания: двенадцать ударов - двенадцать заветных желаний на каждый месяц нового года, поскольку виноградную лозу там считают символом изобилия, здоровья и семейного очага.
  В Болгарии в канун Нового года приобретают кизиловые палочки - непременный атрибут новогоднего праздника. Первого января дети, подходя к родным и близким, слегка ударяя палочками, поздравляют с праздником. С последним ударом часов уходящего года во всех домах на 3 минуты гаснут огни: это минуты новогодних поцелуев, которые заменяют тосты. Болгары радуются, если за столом кто-то чихнет. Говорят, это приносит удачу.
  На Британских островах имеет большое распространение обычай «впуска Нового года». Это как бы символический рубеж перехода от прошлой жизни к новой, к будущему. Обычай впуска Нового года заключается в том, что когда часы бьют двенадцать, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.
  В Шотландии праздник Нового года называют Хогмани. По обычаю на новогоднюю ночь поджигают бочки с дегтем и катят их по улицам, сжигая, таким образом, старый год и приглашая новый. Шотландцы считают, что от того, кто войдет первым в их дом в новом году, зависит удача или неудача в семье на весь следующий год. Большую удачу, по их мнению, приносит темноволосый мужчина, который вносит в дом подарки.
  Поскольку в Бирме и Таиланде наступление Нового года приходится на самое жаркое время, его приход отмечается фестивалем воды. Зрелище надо сказать, презабавное: люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. Но обливание водой никого не обижает, ведь этот ритуал - своего рода пожелание счастья в Новом году.
  В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды. По преданию на спине карпа плавает бог, который в Новый год отправляется на небеса, чтобы поведать там, как живут люди на Земле.
  На Кубе перед Новым годом все наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее через открытые окна на улицу. Это означает, что старый новый год счастливо закончился и кубинцы желают друг другу, чтобы и новый был таким же ясным и чистым, как вода. И разумеется, счастливым! Часы в Новый Год на Кубе бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно встретить праздник вместе со всеми.
  С развитием человека и его взаимоотношений с окружающим миром, развивались и разнообразные регуляторы поведения человека.
  По мере накопления культурного и социального опыта зарождались устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм - традицию. Первоначально это слово обозначало «предание», подчеркивавшее наследственный характер соответствующих культурных явлений. В настоящее время назначение традиций сводится к регуляции межличностных и межгрупповых отношений, а также передаче социального опыта от поколения к поколению. Фактически традиция - это своего рода устные «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации.
  Традиции бытуют во всех областях человеческой жизни. В совокупности они представляют собой устойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом свою особую роль. Главное, что отличает традиции, это усиление внимания использованию таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Еще одна особенность этой формы регламентации поведения: нормы, составляющие традицию, должны соблюдаться автоматически. Представители каждой культуры обязаны следовать установившейся модели поведения, основываясь только на вере в то, что так поступать необходимо, в то, что эту же модель соблюдали и их предки т.п.
  Механическое соблюдение традиции на практике - это следование типичным нормам и требованиям к поведению представителей какой-либо культуры. Примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых, которая существует во многих странах Европы и Азии. Однако в Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить. Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть. И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение. Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.
  Еще одна разновидность культурных норм - обряд.
  Обряд - это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, ценности, нормы, массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью. Однако наиболее известными и распространенными являются религиозные обряды, особенно связанные с использованием пищи. Достоверно известно, что во многих древних религиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином. Это неслучайно. Поскольку еда является первоосновой физического существования человека, то практически в любой культуре она обретает мистическое и символическое значение. На самых ранних стадиях развития культуры процесс потребления пищи значил для человека не только утоление голода, но и приобщение к окружающему миру: так, сила съеденного животного как бы переходила к съевшему его человеку, а злаки и ягоды давали символическое приобщение к силам земли. Подобного рода символические значения и лежат в основе многих религиозных традиций жертвоприношения и таинств.
  В качестве примера можно привести распространенный у народов Северной Америки обряд раскуривания трубки мира. Трубка мира - священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие.
  Наиболее древние обряды, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек - военный предводитель, вождь или старейшина - раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали обряд, аналогичный ритуалу вызывания дождя: садились по кругу и раскуривали трубку мира. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие обряды во время церемоний заключения перемирия, так и называли священную трубку индейцев - «трубка мира».
  Неотъемлемой частью культуры любого народа является право, представляющее собой систему общеобязательных норм и отношений, закрепляемых государством.
  Нормы права, как и принципы морали, имеют социально­всеобщее значение, фиксируя то общее и изначальное, что составляет культуру межличностных отношений. Право пересекается с моралью, но в то же время существенно отличается от нее прежде всего тем, что правовые предписания формулируются и проводятся в жизнь специальными учреждениями.
  Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право - это своего рода совместный договор людей о правилах поведения, общеобязательных для всех и контролируемых государством. Определяя производство и распределение продуктов между людьми, регулируя отношения между ними, регламентируя контакты и связи между народами, право охватывает все сферы общественной жизни.
  Право отличается от обычаев своим строго обязательным характером, но, несмотря на характерные различия, право и обычай связаны между собой. Например, по китайскому закону муж имел право в случае смерти жены на повторный брак. Это право фиксировало обычай и поощряло такую практику поведения, как нечто обычное и распространенное. Напротив, повторный брак вдовы осуждался конфуцианскими нормами. Считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. Но эта норма не стала обычаем, практикой поведения, и повторные браки вдов случались довольно часто.
  Нормы права весьма существенно различаются у народов мира. В основе этих отличий лежит, как правило, различное понимание справедливости.
  Таким образом, культурные нормы охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Они достаточно многолики - от элементарных запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе формирования культуры одни из них сами стали культурными ценностями, необходимость исполнения которых в сознании современного общества воспринимается осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека. Нормы могут как разрешать что-то, так и запрещать. Но без них существование и дальнейшее развитие человеческого общества невозможно, поскольку с их помощью регулируются, координируются поступки и отдельных личностей и человеческих групп, определяются наилучшие пути разрешения конфликтных ситуаций, даются ответы на многие жизненные вопросы.

 
© www.textb.net