Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


5. Классификация искусств

  Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
  Виды искусства - это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т.д.).
  Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т.д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например в классицизме), в других - менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).
  В целом искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусства пространственные, временные и синтетические, пространственно-временные.
  «Из девяти муз Аполлона семь покровительствовали искусствам - различным жанрам литературы, театру, музыке... А ведь есть еще живопись, архитектура, скульптура. Что отличает один вид искусства от другого? Их отличают отношение к пространству, времени и особенности художественного языка каждого вида искусства.
  Какие же отношения у искусства с пространством и временем?
  Звучит музыка... Занимает ли она место в пространстве? Именно музыка, а не музыкальные инструменты? Нет. А во времени? Остается ли неизменным музыкальное произведение во времени? Чтобы услышать мелодию полностью, нужно время. Звуки во времени изменяются, иначе не будет музыки, а будет один бесконечный звук. Значит, музыка - искусство, живущее во времени, но не в пространстве. Вы читаете стихи, рассказ, пьесу. Не сама книга, а то, о чем рассказывается в ней, имеет место в реальном пространстве?
  Литература - тоже временное искусство.
  А картина художника... Вот «Троица» А. Рублева. Уже более 500 лет три ангела сидят за трапезой. Все в ту же сторону склонены их головы, все в той же последовательности расположены фигуры.
  Со временем может измениться наше отношение к картине, но картина не изменяется сама по себе. Она создавалась во времени, а как искусство существует в пространстве. <.. .>
  Мы рассматриваем картину в изображенном пространстве и в реальном пространстве полотна. Живопись - искусство пространственное. Думаю, убеждать, что скульптура и архитектура - тоже пространственные виды искусства, нет особой нужды. А кино, театр? Эти виды искусства и пространственные, и временные, т.е. пространственно-временные.
  Включаем начало бетховенской «Quasi una Fantasia» - сонаты, известной под названием «Лунной». Зазвучали низкие, глубокие аккорды, и, как капли, прозрачные и чистые, к этим низким звукам присоединяются звуки высокие, серебряные. Серебряные не по цвету, а по звучанию.
  «Лунная ночь на Днепре» - картина А. Куинджи. Темно-зеленой мглой залиты земля и небо. Чуть-чуть обозначаются в этой мгле земной рельеф и края облаков. Их не было бы видно, если бы не пронзительно прекрасный серебряно-зеленоватый свет луны и такой же блик на воде.
  А вот известные строки А. Пушкина:
  Тиха украинская ночь.
  Прозрачно небо. Звезды блещут
  Своей дремоты превозмочь
  Не хочет воздух. Чуть трепещут
  Сребристых тополей листы.
  Луна спокойно с высоты
  Над Белой Церковью сияет
  И пышных гетманов сады,
  И старый замок озаряет.
  И тихо, тихо все кругом...
  Три лунные ночи: в музыке, живописи и литературе. Почему лунные ночи? На картине изображена лунная ночь, в литературном произведении также описана лунная ночь. А музыка? Она ведь ничего не изображает и не описывает, откуда же взялась лунная ночь?
  «Лунной» свою сонату Бетховен не называл. Ее назвали так слушатели, потому, что настроение, возникающее под воздействием этой музыки, напоминает чувство, вызываемое лунным светом. Все три лунные ночи в рассмотренных произведениях искусства вызывают ощущение грустной торжественности и сияния. То же чувство обычно вызывает и красота лунной ночи в реальной жизни. Но как же разные виды искусства вызвали в нас этот единый отклик? Музыка - с помощью звуков, живопись - цветом, поэзия - словом. Разный «строительный материал» у различных искусств, разный художественный язык.
  Давайте теперь обратимся к литературе, скульптуре, музыке и посмотрим, как они, используя разный художественный язык, говорят нам об одном и том же.
  Раскроем «Слово о полку Игореве»: «С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!..
  Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недоставало; тут пир закончили храбрые русичи; сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».
  Битва и смерть. Звон оружия, красная кровь, торжественные слова, торжественный ритм речи. Глубокая скорбь по убитым...
  Слушаем Моцарта, его «Реквием», написанный под впечатлением разразившейся эпидемии чумы. Торжественные и скорбные звуки. Суровые, полные мрачного величия и грозной мощи хоры рисуют картину гибели людей. И слышатся контрастные мотивы - скорбная, глубокого содержания мелодия полна жалобы. И сочувствия. Музыка проникнута подлинной человечностью.
  Перед нами памятник советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами. Это монументальная скульптурная композиция из 11 бронзовых фигур, застывших над оврагом - местом гибели свыше 100 тысяч граждан Киева и военнопленных в Бабьем Яру.
  О глубокой скорби, великом горе и трагической гибели людей рассказывают авторы памятника. Сраженный пулями фашистов, на тела убитых падает юноша. Свой смертный час встречает женщина, в отчаянии заломив руки за голову. Но откуда возникает чувство торжественности? Посмотрите, в каком выразительном ритме расположены фигуры матроса, заслонившего собой старую женщину, и солдата, крепко сжавшего кулаки, не склонившего головы перед врагами. А впереди - коммунист-подпольщик смело смотрит в глаза смерти, в его взгляде - решительность, твердость духа, уверенность в торжестве правого дела. И завершает композицию памятника исполненная драматизма скульптура молодой матери с ребенком - символ всепобеждающей жизни.
  Три разных вида искусства рассказывают нам о смерти, и в каждом произведении - скорбь и торжественность. И три разных художественных языка: в «Слове о полку Игореве» - слова, речь; в «Реквиеме» Моцарта - звуки, музыка; в памятнике у Бабьего Яра - объем, пространство, ритм в расположении фигур».
  К пространственным видам искусства относят: живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру и фотографию, для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа.
  Архитектура (от греч. architektonike) - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т.д.
  Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий.
  Важной и наиболее сложной формой архитектуры является градостроительство - создание архитектурных ансамблей, органично связанных со сложными пространственными решениями.
  Скульптура (лат. sculpture, от sculpo - вырезаю, высекаю), ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.
  Скульптура может быть разделена на виды - станковую, рассчитанную на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений, монументальную (памятники, монументы, мемориалы), использующуюся для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п., монументально-декоративную скульптуру (кариатиды, атланты), мелкую пластику, использующуюся для украшения быта (нэцкэ, народная игрушка и т.д). В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.
  Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика - терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.
  Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. Живопись так же как и скульптуру подразделяют на станковую, монументальную.
  Монументальная живопись - стенные росписи, панно, плафоны и другие произведения, служащие украшением архитектуры и выступающие частью единого ансамбля. Носителем монументальной живописи является неподвижная архитектурная основа или специальная конструкция. По технике монументальной живописи различают фреску, мозаику, витраж и др.
  Станковая живопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. В станковой живописи используются различные техники: живопись восковыми красками, темпера, масляная живопись, а также (тяготеющие к графике) акварель, гуашь, пастель.
  Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама и панорама.
  В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
  Графика - искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т.д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета. В графике используется также рисунок пятнами. Художники-графики могут создавать не только отдельные листы, но и целые серии рисунков, объединенных общей темой. Не прибегая к помощи цвета, графика - искусство необычайно лаконичное - своими скупыми средствами может дать и действительно дает не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем живопись.
  Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, например гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка - книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т.д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление.
  Гравюрой называют отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилография и т.д. Но сама по себе доска имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге - оттиск, или, как его иногда называют, эстамп. Правда эстампом считается не каждый оттиск, а лишь тот, который напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
  Главным ее качеством является тиражность - возможность сделать с одной печатной доски много оттисков.
  Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно­технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно­прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно­пространственным решением, с входящими в неё др. предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий.
  Важной составляющей декоративно-прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
  Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.
  Основными народными промыслами России являются: резьба по дереву (Богородская, Абрамцево-кудринская); роспись по дереву (Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская); декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись; художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы; резьба по кости (Холмогорская, Тобольская. Хотьковская); миниатюрная живопись на папье-маше (Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра); художественная обработка металла (Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу); народная керамика (Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка); кружевоплетение (Вологодское кружево, Михайловское кружево); роспись по ткани (Павловские платки и шали); вышивка (Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка).
  Фотография (гр. phos (photos) - свет+grafo - пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.
  Специфическая особенность фотоискусства - органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХІХ-ХХ вв. в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).
  Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобразительный образ документального значения.
  Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатлевающий в застывшем изображении существенный момент действительности.
  Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.
  К временным видам искусства относят музыку и словесное искусство. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция.
  Художественная литература - это один из видов искусства, заключающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Как известно, слово - не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктографическом письме, и в символической живописи. Художественная же литература располагает только словом. В этом ее ограниченность по сравнению с другими видами искусства, но в этом и ее сила, поскольку слово способно отражать не только то, что непосредственно можно видеть, слышать, но и переживания, чувства, стремления и т.д. Слово обладает огромной силой обобщения, способностью передать тончайшие движения души, различные социальные процессы. Слово связывается обычно в нашем сознании с представлением о передаваемом им понятии. Но в художественной литературе слово порождает образ, т.е. живую картину действительности, в которой перед читателем оживают реальные люди с их жизненными проблемами, мыслями, поисками и заблуждениями.
  Произведения художественной литературы очень многообразны и по выбору изображаемых явлений действительности, и по способам изображения действительности, и по характеру отношения автора к изображаемому, и по преобладанию объективного или субъективного начал в изображении, и по расположению частей (композиции), и по форме словесного выражения, и по многим другим признакам, по которым произведения художественной литературы либо сходствуют друг с другом, либо отличаются друг от друга.
  Самое общее деление произведений художественной литературы - это деление на роды. Родов насчитывается три: эпос, лирика, драма. Внутри родов художественной литературы выделяются ее виды (роман - вид эпоса). Виды литературы в свою очередь подразделяются на жанры, определяемые преимущественно тематикой произведения (например, роман бытовой, психологический, исторический, научно-фантастический).
  Эпос (греч. epos - слово, речь, рассказ) - род художественной литературы, основными признаками которого считаются изображение событий, внешних по отношению к автору, и повествование как типичная форма словесного выражения. Основными признаками эпоса как рода художественной литературы выступают события, действия как предмет изображения (иначе говоря - событийность) и повествование как типичная форма словесного выражения.
  Виды эпической литературы по объему принято подразделять на крупные (роман), средние (повесть, житие, поэма), малые (рассказ, или новелла, баллада, очерк) и самые малые (басня, анекдот).
  Деление это весьма условно, так как объем произведения любого вида и жанра не имеет строго очерченных пределов.
  Роман (фр. roman от conte roman - рассказ на романском языке) - наиболее сложный по строению и значительный по объему вид эпической литературы. В сравнении с другими видами эпоса в романе больше действующих лиц, больше линий взаимосвязей между ними, больше событий, важных для героев, определяющих их судьбу. Время действия в романе значительно, а если оно относительно невелико, то насыщено внешними происшествиями или внутренними конфликтами или тем и другим вместе. Роман, как правило, пишется прозой, но может быть и роман в стихах («Евгений Онегин» А. Пушкина).
  Повесть отличается от романа меньшим количеством героев, описываемых событий; действие повести по сравнению с действием романа более ограничено во времени и в пространстве. Поэтому повесть, как правило, короче романа. Границы, четко отделяющей повесть от романа, нет. Например, «Рудин» был задуман Тургеневым как повесть и первоначально был опубликован с подзаголовком «Повесть», но впоследствии самим автором был определен как роман.
  Житие - вид эпической словесности, в наши дни ограниченный религиозной сферой, но в былые времена очень распространенный. Жития или агиография (греч. hagios - святой + grapho) - это жизнеописания людей, причисленных церковью к лику святых. В построении и содержании житий было много условностей, общих мест: будущий святой (или святая) рождался у добродетельных и благочестивых родителей, с детства отличался любовью к Богу, много молился, преодолевал дьявольские искушения, удалялся от всего мирского, творил чудеса, нередко претерпевал мучения от врагов христианства и принимал мученическую смерть.
  Повесть-биография, обладая основными признаками художественной повести, посвящается реальному лицу и его окружению. В повести-биографии сочетаются черты художественной (образность) и научной (историческая достоверность фактов) словесности. Художественная биография может быть значительной по объему, охвату событий и кругу изображаемых людей. Тогда она соотносится уже не с повестью, а с романом («Кюхля» Ю.Н. Тынянова, о Кюхельбекере).
  Повесть-автобиография - художественное повествование автора о собственной жизни и людях, с которыми свела его жизнь. Примером может служить «Повесть о жизни» Паустовского. Она соотносима не только с романом, но и с романом-эпопеей.
  Повести-автобиографии, а также дневники, записки, в которых идет речь о реальных людях и событиях, обобщенно называются мемуарами (фр. memoire от лат. memoria - память, воспоминания).
  Поэма (греч. роїета - создание, творение), говоря несколько упрощенно, это повесть в стихах. В основе поэмы лежит повествование о событии или событиях, по мере развертывания которого создаются образы главных и второстепенных персонажей, что и делает поэму видом эпической словесности. Однако в поэме в большей или меньшей степени всегда присутствует открытая субъективная авторская оценка изображаемого, непосредственное выражение авторских чувств и мыслей.
  Рассказ, или новелла (итал. novella - новость) соотносится с повестью приблизительно так же, как повесть с романом. В рассказе, сравнительно с повестью, еще более ограничено количество действующих лиц и событий, сужено время и место действия. Нередко рассказ содержит повествование об одном каком-либо происшествии в жизни героя (или двух, трех героев), которое случилось в очень короткое время в одном каком-то месте.
  Баллада (от итал. ballare - плясать) - рассказ в стихах, стихотворное повествование о каком-либо событии, случае. Прекрасные баллады на исторические темы писал А.К. Толстой, особенно известна его баллада «Василий Шибанов».
  Басня - короткий рассказ, заканчивающийся нравоучительным выводом - «моралью». Иногда «мораль» предшествует рассказу (например, в басне Крылова «Волк и Ягненок»). Рассказ в басне ведется, как правило, в иносказательной форме; действующими лицами чаще всего выступают аллегорические животные, но могут выступать и люди (например, в басне Крылова «Демьянова уха»).
  Анекдот (греч. anekdotos - неизданный). Этот термин мы воспринимаем прежде всего как обозначение короткого устного шуточного рассказа с неожиданным, остроумным концом. В этом смысле анекдот - вид фольклора, народной словесности. Но анекдот - это и один из видов книжной эпической словесности.
  Лирика (греч. lyrikos - музыкальный, напевный; от lyra - древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества, вдохновения) - род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.
  Дума - стихотворение-размышление на исторические, философские, нравственные и другие темы. Исторические думы писал Рылеев, думы писали Кольцов, Лермонтов «Печально я гляжу на наше поколенье», Фет.
  Идиллия (греч. eidyllion - изображение, картинка) - стихотворение, изображающее безмятежную жизнь пастухов и пастушек, земледельцев, рыбаков на лоне прекрасной природы. Авторами идиллий были Сумароков, Княжнин, Жуковский, Гнедич.
  Мадригал (итал. madrigale от позднелат. matricale - песня на родном языке) - короткое стихотворение, обращенное обычно к женщине и содержащее комплимент, похвалу, лестную оценку. По содержанию мадригал противоположен эпиграмме. Изящные мадригалы создавались уже в конце XVIII в. Мадригалы писали многие поэты, в том числе Пушкин и Лермонтов.
  Ода (греч. оdё - песнь) - торжественное стихотворение в честь какого-либо важного события, лица или на особо значительную тему. Оды писались высоким стилем, с обилием тропов и риторических фигур. В России оды писали многие поэты XVIII - н. XIX вв. Наиболее прославились как одописцы Ломоносов и Державин.
  Послание - стихотворное обращение к какому-либо лицу или группе лиц. Тематика и эмоциональная окраска посланий очень разнообразны. Фонвизин написал сатирическое «Послание к слугам моим». Поэты второй половины XVIII - первой половины XIX вв. нередко по различным поводам обращались к своим друзьям (а иногда и недругам) в стихах, порой весьма пространных.
  Эклога (греч. ekloge - выбор) - стихотворение, близкое по содержанию к идиллии. Отличается от нее, в частности, тем, что воспроизводит диалоги персонажей. Первые эклоги на русском языке написал Сумароков.
  Элегия (греч. elegos - жалобный напев флейты) - стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби. Расцвет элегии приходится на конец XVIII - начало XIX вв. Она заняла в русской поэзии гораздо более прочное место, чем идиллия и эклога. Элегии писали Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и многие другие поэты.
  Эпиграмма (греч. epigramma - надпись) - короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. Эмоциональный диапазон эпиграмм очень велик - от гневного обличения до дружеской насмешки. Эпиграмма без особых изменений дожила до наших дней. А первые русские эпиграммы написали Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.
  Эпитафия - стихотворная надгробная надпись или короткое стихотворение, посвященное умершему. Эпитафия может быть условной, т.е. изображать надпись на несуществующей могиле мнимого покойника.
  Условная эпитафия имеет чаще всего сатирический характер, высмеивает какое-либо конкретное лицо, группу лиц, сословие или типичные общечеловеческие пороки.
  Известны и шуточные эпитафии, посвященные авторами самим себе. Например, «Моя эпитафия» Пушкина, написанная в 1815 г.:
  Здесь Пушкин погребен: он с музой молодою,
  С любовью, леностью провел веселый век,
  Не делал доброго, однако ж был душою,
  Ей-Богу, добрый человек.
  Драма (греч. drama - действие) - род художественной словесности, основными признаками которого считаются диалогическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, и обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные высказывания (диалоги, реплики, монологи) и поступки. Действие в драматическом произведении организуется как происходящее в настоящем времени, как бы перед глазами читателя или зрителя. Особенность драмы как рода художественной словесности состоит в том, что драматическое произведение (пьеса) предназначается для постановки на сцене и полностью раскрывает свое содержание и особенности формы только в театральном представлении.
  Трагедия (греч. tragos - козел + оdё) - драматическое произведение, в основе которого лежит глубокий неразрешимый конфликт, заканчивающийся чаще всего гибелью героя. Типичный конфликт трагедии классицизма - борьба героя между чувством и долгом. Первые русские трагедии создавались в рамках поэтики классицизма, их авторами были Сумароков, М. Херасков, В. Озеров, Княжнин.
  Комедия (греч. kоmоs - веселая толпа + оdё) - драматическое произведение, по содержанию противоположное трагедии. Комедия изображает жизненные положения и характеры, вызывающие смех. Если комедия строится преимущественно на смешных ситуациях, положениях, ее называют «комедией положений», если на изображении характеров - «комедией характеров». Четкой границы между этими жанрами комедии, конечно, нет. В жанровом отношении различают также комедии сатирические («Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» Гоголя), «высокие», близкие к драме («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова). Особый жанр развлекательной комедии представляет собой водевиль (франц. vaudevil1e) - пьеса бытового содержания с занимательным развитием действия, в которой остроумный диалог чередуется с песенками- куплетами и танцами.
  Драма в узком смысле слова - драматическое произведение с острым, но разрешимым конфликтом, не ведущим к катастрофе. Драма занимает среднее положение между трагедией и комедией, и это делает ее открытой для любой тематики, позволяет сочетать трагическое и комическое.
  Музыка (от греч. musike - букв. - искусство муз) - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
  Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная » область духовной музыки - культовая. С европейской культовой
  музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально­инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:
  • на роды и виды - театральная (опера и т.п.), симфоническая, камерная и др.;
  • на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
  Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.
  Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.
  Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами (театр, кино, танец, эстрадно-цирковое искусство).
  Хореография (гр. choreia - пляска + grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.
  Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.
  Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.
  Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.
  Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона. Сценический танец - один из основных видов танца, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.
  Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.
  Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.
  Театральные постановки подразделяются по жанрам: драма, трагедия, комедия, мюзикл и т.д.
  Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т.д.
  Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино - изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии и т.д.
  Кино передает динамику эпохи, работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.
  Кино - это синтетическое искусство, в него включены органические элементы, такие как литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.
  Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное. Определены также жанры кино: драма, трагедия, фантастика, комедия, историческое и т.д.
  Цирк (лат. circus - круглый - зрелищное искусство, демонстрируемое, как правило, на круглой, во всем мире одинаковой, тринадцатиметровой в диаметре арене (манеже). Цирк формировался, широко используя художественные приемы площадных зрелищ: батальные героические сцены (пантомимы), комические буффонадные интермедии, дрессировку животных, атлетические игры, показ фокусов, акробатических и гимнастических приемов, мастерство хождения по канату и т.д.
  Как и всякое искусство, цирк стремится к созданию своими специфическими средствами художественных образов - от героических до подчеркнуто комических, гротесковых (в клоунаде).
  Искусство, так же как и другие сферы культуры, не стоит на месте, появляются новые его виды, например: боди-арт (искусство росписи тела); авто-арт (искусство росписи автомобилей); искусство инсталляции; компьютерная графика (ЭЭ-графика, веб-графика); пинап (PinUp) - от англ. pin-up приколоть, прикрепить к стене (фотография красотки, кинозвезды, эстрадной певицы, вырезанная из журнала и прикрепленная на стену); почтовое искусство (изготовление почтовых открыток); визуальная поэзия (вид искусства, соединяющий в себе словесное и зрительное творчество стихотворения, чьи строки образуют декоративные или наделенные эмблематическим смыслом фигуры и знаки) и т.д.
  Понимать искусство
  «Итак, жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», - это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.
  Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить. <...>
  Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими... Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ. <.>
  Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.
  Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться - учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад - в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. <.>
  Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во всяком понимании - научном или художественном - нельзя перескакивать через ступени. К пониманию классической музыки надо быть подготовленным знанием основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии. Нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной.
  Искренность в отношении к искусству - это первое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.
  Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. <.. .>
  Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь! <...>
  Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. <.>
  Вооружайтесь знаниями! Недаром говорится: знание - это сила. Но это не только сила в науке, это сила в искусстве. Искусство недоступно бессильному. Оружие знания - мирное оружие».

Вперед
 
© www.textb.net