Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


7.1. Основные этапы, достижения и проблемы советской и постсоветской культуры

  Культура советского периода, занявшего основную часть ХХ в., - это сложный и противоречивый феномен, требующий конкретно-исторического подхода, без конъюнктурщины и чрезмерной политизации. Она не была монолитом: в ней был пласт официальной культуры, прославляющий систему, представлены диссиденты, «андеграунд», за границами страны сохранилась и весомо заявила о себе эмигрантская культура. В отечественной культуре рассматриваемого периода имелись бесспорные достижения, но было много и сиюминутного, политически ангажированного; необходимо помнить, что она - важная составная часть отечественной истории, требующая всестороннего и объективного рассмотрения на фоне мирового процесса.
  В развитии культуры советского периода можно выделить отдельные этапы со своей спецификой.
  Первый этап: 1917 - конец 20-х гг. Это время, когда еще сохранялся диалог культур, эпох, живы были традиции «серебряного века», предпринимались активные поиски новых путей и форм культуры, характерна широкая демократизация, еще не был утрачен плюрализм, отсутствовала всеобщая политизация.
  В.И. Ленин считал важнейшей задачей построения социализма культурную революцию. Ее сущность состояла в формировании новой, пролетарской культуры на основе демократических, прогрессивных элементов мировой культуры, причем культурная революция представлялась труднейшей задачей для победы новой цивилизации, требующей значительного времени и усилий.
  Однако эти идеи существенно искажались соратниками В.И. Ленина. В первые годы революции активно заявили о себе сторонники так называемого «Пролеткульта» во главе с А.А. Богдановым, который еще до Октября разрабатывал теорию пролетарской культуры. Он считал, что каждый класс общества вырабатывает и развивает свою культуру, которая не может стать достоянием другого класса. Следствием этого являлась необходимость создания самостоятельной пролетарской культуры без опоры на национальные традиции и прошлые достижения, безнациональной и интернациональной. В организациях «Пролеткульта», пытавшихся реализовать эту программу, состояло около 500 тыс. членов. Позже организации «Пролеткульта» влились в Наркомпросс для помощи в развитии народного просвещения на базе марксизма.
  Первые послереволюционные годы характеризуются вспышкой утопизма в различных сферах общественной жизни и культуры. Громко заявили о себе различные авангардистские течения, декларировавшие разрыв со старым миром и поэтому пользовавшиеся поддержкой власти, пытавшейся использовать в своих интересах поиски авангардистов, исходя из политических целей.
  Была проведена национализация учреждений культуры: театров, библиотек, лицеев, открывшихся для широких слоев населения. Демократизация культуры имела положительное значение, но одновременно сопровождалась ущемлением представителей непролетарских «социально чуждых» слоев. Важной вехой явилось принятие 31 августа 1925 г. Декрета ВЦИК и СНК «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». Проводилась широкая культурная работа, в том числе и средствами искусства, в частности, монументальной пропагандой, хотя в то же время осуществлялся снос старых памятников, обладавших художественными достоинствами и представлявших историческую ценность. Пристальное внимание уделялось борьбе с буржуазной идеологией и религией, хотя часто это принимало драматические или гротескные формы. Значительный ущерб культуре нанесла массовая распродажа за рубеж музейных коллекций, вывозившихся вагонами, разворовывание и разбазаривание дворянских усадеб, являвшихся особым, ярким феноменом русской культуры и выполнявшими в свое время важную культурную миссию.
  Открылся широкий доступ к высшему образованию рабочему классу и беднейшему крестьянству, в частности, через рабфаки, дававшие ускоренное, но и «облегченное» среднее образование. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы. Для остальных существовал строгий классовый отбор при поступлении в любое высшее учебное заведение. Ряды специалистов выросли, но качественный уровень их подготовки снизился. Особенно пострадала система гуманитарного и социально-экономического образования. Была ликвидирована автономия вузов. Школа и вуз стали приоритетными направлениями государственной культурной политики, они рассматривались как мощное средство для реализации программных задач Коммунистической партии.
  Среди части старых специалистов в период нэпа распространялась идеология «Сменовехства», исходившая из необходимости лояльного отношения к советской власти при решении созидательных задач страны, идеологи этого движения рассчитывали на мирную эволюцию от большевизма к демократическому развитию по западной модели.
  В 20-е гг. существовало немало творческих объединений: ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка), ЛЕФ (Левый фронт искусства), «Серапионовы братья», ЛКЦ (Литературный центр конструктивистов), «Перевал», РААП (Российская ассоциация пролетарских писателей), АХРР (Ассоциация художников революционной России, «Четыре искусства», ОСТ (Общество художников - станковистов), ОМХ (Общество московских художников). Эти группировки иногда выступали оппозиционно по отношению к официальной доктрине реализма, и к началу 30-х гг. остатки творческой свободы были уничтожены.
  Революция и гражданская война сопровождались массовым исходом из страны и гибелью интеллигенции, специалистов, по отношению к оставшимся начались репрессии, хотя и не столь масштабные, как в последующие годы. В тоже время в России продолжали творить видные представители российской культуры: В.В. Маяковский, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов, С.А. Есенин, Ю.Н. Тынянов, К. Федин, Вс. В. Иванов, М.М. Зощенко, В.А. Каверин, М.М. Пришвин, В.П. Катаев, В.М. Инбер, А.А. Фадеев и другие писатели; художники: М.Б. Греков, К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, И.Э. Грабарь и другие; деятели театра: К.С. Станиславский, Вс. Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров; скульптор С.Т. Коненков; кинематографисты: С.М. Эйзенштейн, Д. Вертов (Д.А. Кауфман).
  Второй этап: конец 20-х - 50-е гг. В конце 20-х гг. с ликвидацией нэпа происходят резкие изменения в культуре: негативные тенденции, проявившиеся в первые послереволюционные годы, приобрели чудовищные масштабы. Среди тяжелейших последствий, наложивших неизгладимый отпечаток на последующую историю, был сталинизм.
  Под сталинизмом надо понимать не только реальную административно-бюрократическую систему, но и соответствующие взгляды и представления, навязанные общественному сознанию. Сталинизм - это и идейно-психологический комплекс. Необходимо подчеркнуть, что насаждавшаяся по сути рабская психология попала на благодатную историческую почву, учитывая особенности российского менталитета, и опиралась на устойчивые архетипы массового сознания, доставшиеся от тысячелетней истории. Сущность идейно-психологического комплекса сталинизма - это ходячие массовые представления, не отражающие подлинное устройство реального мира, а лишь кем-то желаемое и удобное мнение о мире. Оно не соответствовало действительности, а противостояло ей как параллельная действительность, помогающая одним людям господствовать над другими, а этим другим существовать в придавленном положении, считая себя счастливыми».
  Эти представления можно отнести комплексу «неполноценности» общественного сознания. В его структуру входят догматы, мифы, стереотипы, присутствуют верования, предрассудки и прочие модификации ненаучного мышления, известные с древности. Среди догматов такие, как «обострение классовой борьбы по мере строительства социализма», «мелкобуржуазность» крестьянства, «буржуазность» рынка, примат классовых интересов над общечеловеческими; среди мифов - такие: «Сталин - это Ленин сегодня», победы «сталинских пятилеток», «Сталин - гениальный полководец»; среди стереотипов характерны такие, как запретительство, ксенофобия, подозрительность. Необходимо помнить, что исторически существуют две системы мышления: система верований, основанная на традиции и авторитете, и рационалистическая, основанная на факте, логике, верификации; что мифы присутствуют и в современном рациональном мире, что миф - это не вздор, выдумка, сказка. Миф выполняет определенную социальную функцию, он может на время стать важнее самой действительности, обеспечивая психологический комфорт. Человек хватается за мнимую картину мира, видя в ней щит против сложностей этого мира. Потребность в вере может быть сильнее потребности в знании. Например, вера в мудрость вождя, «богоизбранный народ», авангардный класс. Для массовой психологии советского периода характерны стремление верить и состояние зажато- сти между прошлым и будущим, устремленность вперед при отсутствии интереса к сиюминутному. Формировалось представление о величии личности, причастной к великим историческим событиям, убогость повседневности при этом отметалась.
  К концу 20-х гг. культура окончательно превратилась в часть государственной политики форсированного построения социализма в одной, отдельно взятой стране, причем ключевое внимание уделялось образованию. В системе образования были предприняты такие меры, как унификация программ и методик обучения, отказ от методических экспериментов 20-х гг., подведение под изучаемые предметы «марксистской методологии», устанавливался жесткий контроль за системой образования при единоначалии, создавались общеобязательные учебники по предметам. Позитивное значение имело возвращение в школы истории, изучение которой было отменено в 20-е гг., значительное внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи, существенно повысился социальный статус учителей и заметно улучшилось их материальное положение.
  Однако, во всех областях общественной жизни, в том числе образовании, усиливается догматизм, особенно после выхода в 1939 г. «Краткого курса истории ВКП (б)». В то же время, очень важно, что резко повысилось качество образования. К концу 30-х гг. во всех типах школ: начальной (4 класса), неполной средней (7 классов), средней (10 классов) - училось 30 млн детей, - это втрое больше, чем до революции.
  Значительные изменения, произошедшие в высшей школе, были направлены на резкое повышение качества специалистов: введены приемные экзамены, ослаб классовый подход, большее внимание уделялось способностям, восстановлено гуманитарное, в частности, историческое образование, существенно укрепилась материальная база высшей школы, резко возросли требования к преподавательскому составу, в том числе и при получении ученых степеней и званий. В 1936 г. образован Всесоюзный комитет по высшей школе при СНК СССР. Значительно и количественно, и качественно выросла советская интеллигенция, которая стала ядром специалистов, оттеснив дореволюционные кадры на второй план. К началу 40-х гг. в СССР было 481 высшее учебное заведение. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. По итогам Всесоюзной переписи населения 1939 г., умственным трудом в стране занимались 13, 8 млн человек, тогда как в 1926 г. - 2, 725 млн. В 1940 г. вузы выпустили 126, 1 тыс. новых специалистов.
  Существенные достижения имелись в науке, резко увеличилось ее финансирование, причем средства выделялись исключительно государством, в СССР был создан ряд крупных научных центров. В то же время система науки жестко контролировалась государством. По стране прокатилась волна репрессий по отношению к ученым, достигшая пика в конце 40-х гг. Пострадали целые отрасли науки - генетика, кибернетика, социология. В целом, резко усилилось вмешательство государства в различные сферы культуры. Создан ряд государственных комитетов для руководства культурой, ликвидирована автономия Академии Наук (1933), создан единый Союз писателей СССР, первый съезд которого прошел в 1934 г.
  Главным методом всей художественной культуры провозглашался социалистический реализм, исходивший из требования сочетания конкретности художественного изображения с задачей воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм объявлялся наследником прогрессивной мировой культуры, поэтому допускался диалог с другими культурами и эпохами, стоящими на демократических, исторически прогрессивных позициях. Это было продемонстрировано в связи с 100-летием гибели А.С. Пушкина в 1937 г., проведенному с необычайным размахом, как дань национальному гению.
  Несмотря на идеологический пресс, в этих сложных условиях создали свои лучшие произведения М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных», «Мольер»), А.П. Платонов («Ювенальное море», «Котлован», «Чевенгур»), А.А. Ахматова («Реквием»). В музыке расцвело творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, И. Дунаевского.
  Заметное место в культуре занял кинематограф. В первые послеоктябрьские десятилетия создаются шедевры немого, а затем звукового кино. В это время работали братья С.Д. и Г.И. Васильевы, Г.В. Александров, М.И. Ромм, С.М. Эйзенштейн. И.В. Сталин лично контролировал кинопроцесс, будучи поклонником кино.
  Большое внимание государство уделяло театру, как пропагандисту мировой и отечественной классики. Центральное место среди них принадлежало Большому театру и Московскому художественному театру (МХАТ). Однако на периферии советской сценографии оказались театры-студии, склонные к экспериментированию: театр им. Мейерхольда, Камерный театр А.Я. Таирова, Реалистический театр Н.П. Охлопкова, театр им. Е.Б. Вахтангова, театральная студия Ю.А. Завадского. В конце 30-х гг. усилились нападки власти на «формализм» в искусстве, были закрыты некоторые театры, осуждены музыкальные спектакли.
  В изобразительном искусстве на первый план выдвинулся социалистический реализм, а все другие направления подавлялись. В 1947 г. открылась Академия художеств СССР, как главная цитадель социалистического искусства, в котором смешались традиции передвижничества и академического классицизма. Живописцы и скульпторы работали над созданием образа нового человека и часто небезуспешно (например, В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»). Среди жанров особо поощрялись парадный портрет, историческая живопись, батальная живопись, бытовой жанр, особенно с темами крестьянской жизни и родины, а на последнем месте находились пейзаж и натюрморт.
  Архитектура всегда была в центре внимание власти и лично И.В. Сталина, ее задача - отразить в камне великие свершения. Сформировался эклектический стиль - сталинский ампир: сочетание некоторых национальных традиций и классицизма. Была проведена значительная работа по градостроительству, особенно после Великой Отечественной войны. Особое внимание уделялось сооружению метро.
  Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. сопровождалась гигантскими людскими потерями, в том числе и среди интеллигенции, и нанесла огромный ущерб культуре. (Подробнее см. Карев В.П., Филимонов М.А. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. - Уфа: УГАТУ, 1995).
  С окончанием войны пристальное внимание уделялось науке, особенно сферам, связанным с созданием нового оружия (атомная проблематика, космос), одновременно усиливалась бюрократизация науки и ужесточался партийный контроль. В конце 40-х гг. принимаются постановления по вопросам культуры: борьбе с «космополитизмом», низкопоклонством перед западом, - приведшие к новым репрессиям. Однако единомыслие культуры было кажущимся, что проявилось после смерти И.В. Сталина в 1953 г.
  Третий этап: конец 50-х - 60-е гг. Он получил название «оттепели» (термин ввел писатель И. Эренбург). ХХ съезд КПСС (1956), на котором с докладом «О культе личности Сталина» выступил Н.С. Хрущев, вызвал шоковую реакцию. Это было потрясением для страны, для общественного сознания. Началась борьба со сталинизмом, прежде всего, как социально-психологическим явлением, демифологизация сознания. Однако эти годы были противоречивыми: с одной стороны, началась либерализация общества, с другой стороны, фундаментальные основы системы не были затронуты.
  «Оттепель» - время быстрого роста науки, развития образования (в 1958 г. введен закон об обязательном 8-летнем образовании), демократизации и большей открытости культуры, бурного развития художественной жизни (например, в 1957 г. открыт театр «Современник», в 1964 г. - театр на Таганке; поэтические вечера Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадуллиной собирали огромные аудитории). Однако отмечались рецидивы сталинизма: осуждение Б.Л. Пастернака, борьба с авангардизмом, «бульдозерные» выставки. Завершает эту тенденцию ввод войск в Чехословакию в 1968 г., когда была подавлена попытка построения «социализма с человеческим лицом». Своеобразным символом эпохи стало творчество Б. Окуджавы. «Оттепель», «шестидесятники» оставили глубокий след в культуре, отменить и забыть который было уже не дано никому.
  Четвертый этап: 70 - 90-е гг. Своего наивысшего расцвета достигла административно-командная система. Это время крупных успехов в экономике, социальном развитии, культуре. СССР стал второй по мощи державой мира с прочными геополитическими позициями, в то же время, начали нарастать негативные явления, связанные с исчерпанностью экстенсивных источников роста. Назревшие реформы запаздывали и, как следствие, возник системный кризис. Руководство СССР не смогло дать адекватного ответа на вызов времени, на требования развернувшейся научно-технической революции, не продемонстрировало способности соответствовать требованиям становящейся новой цивилизации и культуры. Показательно, что многие черты социализма получили лучшее развитие на Западе, а не в СССР (шведская модель социализма, социально-ориентированная экономика в ряде европейских стран). Негативную роль в углублении проблем СССР сыграл субъективный фактор, устаревшие методы и формы управления обществом. В основном использовались экстенсивные методы развития в различных областях жизни, в том числе культуре, без радикального совершенствования качества роста.
  Введение всеобщего среднего образования, расширение высшей школы сопровождались понижением уровня подготовки выпускников, падением престижа интеллектуального труда. Происходит относительное сокращение расходов на науку, культуру, спорт, социальную сферу. Вместо изучения реальных проблем общества и их решения начинают преобладать парадность и шумиха, настроение самоуспокоенности.
  Идейный протест против реанимации сталинизма принял различные формы: стремление вернуться к идеалам революции; «диссидентство», «западничанье» с некритическим восприятием зарубежной жизни; заигрывание с религией, в том числе и мода на восточные, экзотические культы; ностальгия по идеализированному российскому прошлому; почвенничество вместо интернационализма; движение за охрану памятников старины; экологическое «зеленое» движение; туризм и бардовская песня; студийное движение; формирование развитой культуры «андеграунда»; работа «в стол» и другие. В СССР активно развивалось инакомыслие, довольно заметной стала эмиграция творческих людей за границу, а также «внутренняя эмиграция», уход в личную жизнь, усилились проявления девиантного поведения. При всех стараниях административной системе не удалось вернуться к прошлому. В целом официальная культура теряла свои позиции, а «нонконформизм» усиливался. Имелись существенные достижения в литературе («деревенская» и военная проза), литературоведении, театре, кинематографе, развитии национальных культур. Определенным символом эпохи стало творчество В.С. Высоцкого.
  В 1985 г. началась «перестройка», связанная с именем М.С. Горбачева, которую видный отечественный философ А.А. Зиновьев назвал «катастройкой». В 1991 - 1993 гг. перестройка переросла в социальную революцию - четвертую в ХХ в. в России.
  Для культуры этот период характеризуется «гласностью», взрывом интереса к публицистике, пытающейся осмыслить прошлое и настоящее страны и мира, возвращением «забытых имен», лучшим знакомством с мировой культурой, широким развитием студийного движения, выходом на поверхность «андеграунда». Но, все-таки, сколько-нибудь заметных новых ярких достижений в отечественной культуре не возникло: критиковать оказалось легче, чем созидать. В то же время явления распада и деградации приобрели чудовищную динамику.
  Растущая негативность в культуре проявилась в различных направлениях: разрушились связи между народами и культурами в связи с распадом СССР, оживились национализм и шовинизм; постоянным явлением стало катастрофическое недофинансирование науки, культуры, образования, деградация социальной сферы; к тяжелейшим культурным последствиям привело унаследованное от диссидентства стремление к тотальному разрушению и попытки начать историю «с чистого листа»; оживились ненаучные формы сознания: религия, мистика, оккультизм, астрология, магия; катастрофических масштабов достигло давление западной «массовой культуры», угрожающее национальной самобытности; ярко проявилось пренебрежение сферой культуры, интеллекта; оживились животные начала в человеке, ослабли внутренние регуляторы поведения; произошла атомизация общества, распались или деградировали социальные связи; чрезвычайно развились мафиозные структуры; катастрофически упал престиж страны в мире.
  В итоге в начале ХХІ в. наблюдается чрезвычайно противоречивое развитие с возможностью национальной катастрофы, причем на фоне углубляющихся глобальных проблем современности. Россия, несмотря на громкие декларации, все меньше соответствует требованиям постиндустриального общества. Происходит тотальная маргинализация страны и культуры.
  В этих тяжелейших условиях необходимо решить такие задачи: восстановить преемственность развития отечественной культуры всех ее периодов; уяснить ценность отечественной культуры и помочь в установлении национально-культурной идентичности обществу, помочь ему ответить на вопрос: «кто мы?»; осваивать лучшие достижения мировой культуры; необходимо взаимодействие культур народов России, различных конфессий; важно бороться с невежеством во всех его проявлениях; гуманизация культуры и, особенно, гуманитаризация образования: необходимо понимание того, что человек, развитая личность - главная ценность общества; необходимо сохранить и развивать нравственные ориентиры, проверенные временем. Масштабы задач сродни масштабам произошедшей деградации страны. Они требуют совместных действий всех созидательных сил страны перед угрозой гибели тысячелетней культуры.

 
© www.textb.net