Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


5.3. Культура России Нового времени (XVIII - конца XIX вв.)

  Россия, несмотря на свои особенности, в целом развивалась в рамках европейской христианской культурной традиции. Не все этапы развития европейской культуры были пройдены Россией, а пройденные имели свою специфику, в частности, это касается новоевропейской культуры.
  Развитие европейской культуры от Средневековья к Новому времени прошло три важнейших этапа, оказавших огромное влияние на Европу - Возрождение (XIV - XVI вв.); Реформация (XVI в.); Просвещение (XVII - XVIII вв.).
  В России не сложился гуманизм, хотя возникали личности возрожденческого типа (М.В. Ломоносов, Екатерина II, А.С. Пушкин). Однако они не создали эпохи: не было общего, целостного интегративного культурного стиля. В России имело место «предвозрождение» без Возрождения и причины этого - «смутное время», духовный раскол церкви и общества, деспотия государства, засилье бюрократии. Гуманизм оказался не принят русским общественно-философским сознанием за то, что поставил вместо бога природу, а вместо богочеловека - человекобога. Русский менталитет не принял жизнь без бога на земле, примат материи над духом.
  Реформация в России частично состоялась как следствие церковного раскола и реформ Петра I. Это была скорее секуляризация, а не Реформация. Государство взяло на себя функции воспитания человека. Власть насаждает мораль и духовность через государство, вставшее на место бога. Раскол привел к окончательному разрыву духовной и светской власти и разрыву церкви и народа. Церковь утратила авторитет. Наиболее моральная часть общества ушла в оппозицию к власти.
  Русское просвещение состоялось, хотя и имело свою специфику, в частности пагубное значение имел раскол между властью и интеллигенцией, ставшей оппонентом самодержавия вместо церкви.
  До XVII в. русская культура была едина. Ее единство обеспечивалось верой. В XVII в. начался процесс размежевания культуры.
  Процессы аналогичные Возрождению появились на рубеже XIX - XX вв.
  XVII в. - рубежный для России, когда на смену средневековой культуре приходит культура Нового времени. С конца XVII до конца XVIII вв. в основных чертах формируется русская нация и национальная культура. Начинает преобладать светская, рационалистическая культура, хотя влияние религии было еще велико, активизируются контакты с другими народами, страна вливается в мировой культурный процесс. Историко-культурное развитие ускоряется, усложняется, дифференцируется и появляются новые сферы культуры (наука, художественная литература, светская живопись). Происходит демократизация культуры: расширяется круг производителей и потребителей культурных ценностей. Меняются механизмы распространения культуры (светские школы, университеты, литературный язык, книгоиздательство и т.д.), то есть меняется знаковая система Древней Руси.
  Важное место в истории культуры России принадлежит эпохе Петра I. И хотя петровские реформы не носили характера коренных социально-экономических преобразований, проводились силами абсолютистского государства в интересах дворянства и ухудшили положение народа, они активизировали культурное развитие страны. С ликвидацией патриаршества церковь потеряла самостоятельность в духовной жизни общества, уменьшилось ее влияние на общественнокультурную жизнь. Религиозное мировоззрение перестало быть преобладающей формой выражения духовного творчества.
  Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов, по терминологии В.О. Ключевского, «почвы» и «цивилизации».
  «Почва» - это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, сохраняла систему ценностей прошлого. «Цивилизация» - уклад западного типа, возникший со времени реформ Петра I. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества: «почва» говорила по- русски, «цивилизация» - по-французски, сосуществовали различные системы ценностей, идеологий, тяготевшие к различным путям развития. Противостояние двух культур - важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII - XIX вв.
  При Петре I проблемы развития школьного образования впервые становятся государственной политикой. Создаются светские школы. В 1701 г. в Москве открывается школа математических и навигацких наук - первое светское государственное учебное заведение. Вскоре открываются школы в столицах: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, на Урале создаются горнозаводские училища. С 1714 г. в провинциальных городах начинают работать «цифирные» (начальные) школы. Указ Петра I предписывал «всем дворянским и подьячим детям» учиться в этих школах «поголовно» и без свидетельства об окончании «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». Позже «цифирные» школы были слиты с гарнизонными школами для солдатских детей. С созданием в 1731 г. Сухопутного шляхетского корпуса было положено начало сословному образованию. Появившаяся система чинов давала образованному человеку более высокий социальный статус, например, дворянство.
  Значительно больше стало издаваться книг. В первой четверти XVIII в их вышло больше, чем за предыдущие 150 лет с начала книгопечатания в стране. Переиздавались популярные учебники: «Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Букварь» Ф.П. Поликарпова. С 1710 г. вводится гражданская азбука, существенно упростившая письменность, с 1703 г. печатается газета «Ведомости». Для продажи книг открываются государственные книжные лавки. На основе личной коллекции Петра I создается первый российский доступный музей с библиотекой. В 1725 г. организована Академия Наук, при которой открылся университет. Преимущественное развитие получили естественные науки. В технике видной фигурой стал А.К. Нартов. Значительный вклад в географию внесла экспедиция В. Беринга.
  В общественно-политической мысли центральное место заняла разработка идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютизма - основной вопрос идейных столкновений. Наряду с божественным происхождением власти развиваются идеи о монархии, как высшей форме власти, способной обеспечить общее благо всех подданных.
  Формируется понимание личности, отличное от средневекового, не как греховной, а активной, служащей государству, гражданина и патриота. Необходимо подчеркнуть, что такие качества связывались с высшими слоями общества, в то время как основное население России - крестьяне были лишены элементарных человеческих прав.
  Художественная культура петровской эпохи носит переходный характер. Искусство становится более светским и разнообразным в жанровом отношении, развивается авторское начало. Формируется новый литературный язык, хотя существовала еще большая языковая пестрота. Заметной величиной в литературе был Ф. Прокопович, создавший работы «О поэтическом искусстве», «Риторика», трагикомедию «Владимир».
  Светская музыка эпохи представлена несложными бытовыми формами военной, застольной и танцевальной музыки, были распространены канты - многоголосная бытовая песня.
  В зодчестве формируются принципы архитектуры Нового времени, основанные на «регулярности» - предварительный план застройки города, выработка правильной планировки, создание целостных ансамблей, что особенно наглядно проявилось в строительстве Петербурга.
  В изобразительном искусстве широкое распространение получила гравюра, в которой утверждается светское содержание, она стала непременным элементом учебной литературы, газет, календарей. Ведущим жанром в живописи становится портрет, видными мастерами которого были И.Н. Никитин (1690 - 1742) и А.П. Матвеев (1701/4 - 1739).
  Значительно изменился быт, особенно верхних слоев общества: широко распространяется европейская одежда, начинается регулярная работа почты, вводится новое летоисчисление и праздники (Новый Год), создаются театры, регулярно проводятся ассамблеи с музицированием, танцами, играми, формируется новый этикет, существенно меняется положение женщин-дворянок, по отношению к которым перестают действовать нормы «Домостроя», хотя до подлинной эмансипации было еще далеко. Знакомству с миром способствовали поездки за границу, учеба за рубежом, изучение иностранных языков.
  Во второй четверти XVIII в., несмотря на сложную обстановку в стране и попытки оппозиции вернуться к прежним устоям, все-таки развитие культуры сделало шаг вперед, особенно в правление дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741 - 1761). Именно в это время расцветает талант М.В. Ломоносова.
  Эпоха Екатерины II - «золотой екатерининский век» - это время славы и могущества России, закрепившей за собой статус великой державы, когда были достигнуты значительные успехи в Просвещении, в «вестернизации» страны. Во второй половине XVIII в. окончательно сложилась новая культура, вызванная к жизни абсолютизмом, как культура дворянская, светская, открытая к контакту с другими народами, обогащенная достижениями иных культур, но и осознающая себя, свое место, специфику. Культуру этого периода пронизывали идеи Просвещения. То, что способствовало прогрессу - наука, театр, образование, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой деятелей Просвещения. Просвещение выражало наиболее существенные потребности своего времени, но необходимые преобразования просветители хотели осуществить мирным путем - реформами «философов на троне», справедливыми законами, распространением разумных взглядов, научных знаний и гуманных чувств. Идеи просветителей оказались созвучны разным представителям русского общества благодаря постановке проблем человеческой личности, ее суверенитета, новым подходом к морали, воспитанию и т. д. Просветители осуждали полицейский произвол, сословность, стремились привить любовь к знаниям, науке, театру как средству воспитания, они выступали с позиций высокой гражданственности и патриотизма. В духовной жизни на место практицизма и целесообразности сначала XVIII в. приходят идейно-нравственные проблемы и искания, усиливается социальная направленность русской культуры.
  Русская национальная культура второй половины XVIII в. формировалась, подчиняясь общим закономерностям европейского культурного движения, сохраняя при этом своеобразие и неповторимость. Так же, в соответствии с основными закономерностями Западной Европы, развивалось и искусство России.
  Во второй половине XVIII - начале XIX вв. значительно расширилась сеть учебных заведений. Развивается система сословного образования, в том числе и закрытого: Пажеский корпус, «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре, лицеи, в частности, и Царскосельский (1811). Появляются профессиональные художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге (1738) - ныне балетное училище А.Я. Вагановой, Академия художеств (1758).
  К началу XIX в. утверждалась система высшего, среднего и начального образования. Университеты работали в Москве, Петербурге, Казани, Дерпте (Тарту), Харькове, Вильно. Для подготовки учителей открывались педагогические институты, например, Петербургский Главный педагогический институт. Расширилось количество гимназий и училищ (4-х и 2-х классных), а также церковноприходских училищ. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, централизовавшее руководство школой. К концу XVIII в. в России насчитывалось 550 учебных заведений с 60 - 70 тыс. учащихся.
  Значительно расширилось книгоиздательское дело. В 1819 г. в России работало 66 типографий. Особую роль в книгоиздании сыграл просветитель Н.И. Новиков, из типографий которого вышло около 1 тыс. названий книг, что составляло треть всей российской печатной продукции. Расширилась сеть публичных библиотек.
  Продолжается формирование литературного языка. Так Н.М. Карамзин (1766 - 1826) пытался сблизить литературный язык с народным.
  В науке и технике успешно трудились М.В. Ломоносов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин. Широкий резонанс в обществе имела «История Российская», написанная В.Н. Татищевым.
  Сформировалась идеология «просвещенного абсолютизма». Распространялось масонство, в основном, в форме розенкрейцерства, предполагавшего совершенствование личности через просвещение. Заявила о себе и демократическая оппозиция, в частности, А.Н. Радищев (1749 - 1802) написал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», обличающую крепостничество.
  Русская художественная культура испытывала растущее влияние западно-европейского искусства, в ней впервые четко определились художественно-эстетические направления, характерные для европейского искусства в целом. Барокко в России сыграло роль переходного стиля, а господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. стал классицизм. Русский классицизм сформировался позднее западно-европейского. Для него характерны нормативность, жанровая регламентация, выраженный интерес к античности. Переводы античных авторов, особенно Анакреона и Горация, пользовались в России большой популярностью. Образцом совершенства воспринималась архитектура Греции и Рима, античные элементы: колонны, портики, фронтоны - становились непременными деталями оформления зданий. Античные сюжеты получили широкое распространение в поэзии, драматургии, живописи.
  Эстетика классицизма, основанная на рационалистических идеях философии Просвещения, требовала от искусства решения больших государственных, общественных задач, что определяло его высокий гражданский пафос. Особенность русского классицизма - большая связь с просветительством, что привносило в него идеи демократизма, понимания общественного долга в духе просветительских принципов: сочувствие крестьянству, осуждение невежественного дворянства, убежденность в силе знаний, как средства избавления от социальных пороков.
  Литература XVIII в. была просветительской, она несла в себе сильное гуманистическое и сатирическое начало, создавало образ нового человека - патриота и гражданина, способствовала утверждению внесословной ценности человека. Среди писателей можно выделить В.К. Тредиаковского (1703 - 1768), А.П. Сумарокова (1717 - 1777), Д.И. Фонвизина (1744/45 - 1792), Г.Р. Державина (1743 - 1816). На рубеже XVIII - XIX вв. сформировался сентиментализм, со свойственным ему эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к чувствам человека.
  В XVIII в. в России развивается сценическое искусство. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый государственный театр, основой которого стала ярославская труппа Ф.Г. Волкова. Кроме столиц театральные труппы создаются в провинции, работают крепостные театры, наиболее заметными из которых стали Шереметьевский в Останкино и Юсуповский в Архангельском.
  В музыке появляются отечественные композиторы, формируется русская композиторская школа, в которой особое место занял Е.И. Фомин (1761 - 1800), чья мелодрама «Орфей» считается крупнейшим достижением музыкальной культуры XVIII в. Ведущим музыкальным жанром становится опера, в начале XIX в. возникает жанр камерной лирической песни.
  Изобразительное искусство также развивалось на эстетике классицизма. В академической живописи сложилась система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, театрально-декоративное искусство, историческая живопись - именно ей в Академии художеств отдавалось предпочтение. Художниками первой величины были А.П. Лосенко (1737 - 1773), Г.И. Угрюмов (1764 - 1823), Ф.С. Рокотов (1735 - 1808), Д.Г. Левицкий (1735 - 1822), В.Л. Боровиковский (1757 - 1825). В это время творят великие скульпторы Ф. Шубин и Э. Фальконе.
  Талантливыми зодчими были В.И. Баженов (1737 - 1799) - создатель «Дома Пашкова», М.Е. Старов (1745 - 1808) - автор Таврического дворца, М.Ф. Казаков (1738 - 1812) - построивший Сенат в Кремле, Московский университет, Дворянское собрание.
  В развитии русской национальной культуры и литературы огромную роль сыграл А.С. Пушкин. Н.В. Гоголь отмечал: «При имени А.С. Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». (Гоголь Н.В. Собр. соч. В 6 т. -М.: Худ. лит., 1959. - С. 33).
  А.С. Пушкин выразил идею о «всемирности» русской культуры. В эпоху Пушкина искусство и, прежде всего, литература приобрели в России небывалое значение. Литература оказалась универсальной формой общественного самосознания, она совмещала собственно эстетические цели с задачами, обычно входившими в компетенцию иных форм или сфер культуры. Такой синкретизм предполагал активную жизнетворческую роль: литература часто моделировала психологию и поведение просвещенной части русского общества. Люди строили свою жизнь, ориентируясь на высокие книжные образцы, воплощая в своих поступках или переживаниях литературные ситуации, типы, идеалы. Поэтому они ставили искусство выше многих других ценностей.
  Эту необычную роль русской литературы объясняли по-разному.
  А. И. Герцен придавал решающее значение отсутствию в русском обществе политической свободы. Но есть и более глубокие причины, чем эта: для целостного духовного освоения русской жизни - внутренне неоднородной, вобравшей в себя несколько различных общественных укладов, - требовалась именно форма художественного мышления, которая только и могла решить такую задачу. В XIX в. русская литература несла на себе функцию объединения культуры. Русская культура XIX в. литературоцентрична. Литература влияла на философию, общественную мысль, изобразительное искусство, музыку, которые в значительной мере были одушевлены литературными образами, сюжетами, идеями, и тем самым воздействовала на общественное сознание. Литература стала общественной трибуной и взяла на себя всеобщие, универсальные функции, замещая собой все остальные отрасли русской культуры и объединяя их в одно интегративное целое, то есть литература стала формой синтеза культуры.
  В.В. Розанов даже писал, что Русь погубила литература.
  Как уже говорилось, оппонентом русского самодержавия в Новое время стала интеллигенция. Русская интеллигенция - сословие, возникшее не на экономической или политической, а на идеологической основе, это объединение имеет духовный характер, а отсюда определенная беспочвенность русской интеллигенции, составившей социально ослабленный отряд русской элиты. В России не сложилось срединной культуры, этот срединный путь воплощался в слове - отсюда особое место литературы в культуре, а интеллигенции - в обществе. Была предпринята попытка выработать цельную культуру, но синтез остался незавершенным ко времени русских революций ХХ в.
  К началу XIX в. в социально-экономической, политической и духовной жизни России обозначились процессы, говорившие о кризисе и разложении феодально-крепостнической системы. На общественнокультурную жизнь страны в первой половине XIX в. огромное влияние оказали два события: Отечественная война 1812 г. и движение декабристов.
  В культурной политике самодержавия все более начали проявляться реакционные черты. Усиливается влияние религии на образование, его сословность, исключаются или сокращаются курсы естественных наук, истории, географии, ужесточается цензура, преследуются литература и журналистика. Однако потребности общественного развития приводят к росту культуры, хотя и замедленному.
  В общественно-политической мысли складываются несколько основных течений: официальная идеология, в основе которой лежат самодержавие, православие, народность; западничество - на основе идей европейского либерализма; славянофильство - на базе поиска национальной идентичности; революционно-демократическое, включая и сторонников социалистического направления, ориентирующихся на радикальные изменения общественных отношений.
  Литература XIX в. - это «золотой век» русской литературы, связанный с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. Художественная литература как одна из форм общественного сознания оказала на духовную жизнь русского общества наибольшее влияние. Заметную роль в общественно-культурной и идейной жизни страны играл драматический театр. Драматургия А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре. В музыке с именем М.И. Глинки связано появление русской классики, национальной школы в русской музыке. В архитектуре решаются большие градостроительный задачи, в частности, создаются монументальные ансамбли Петербурга. Расцветает русский ампир (классицизм). Творят выдающиеся архитекторы А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, О.И. Бове, Д.И. Жилярди. По указу Николая I создается русско-византийский стиль (храм Христа Спасителя К.А. Тона). В живописи расцветает творчество выдающихся мастеров О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова, А.Г. Венецианова, П.А. Федотова.
  К середине XIX в. завершился один из больших этапов в истории русской культуры, особенностями которого были ее открытость, способность аккумулировать, усваивать элементы культур других народов, сохраняя при этом национальную самобытность. Вместе с тем в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявлялось несоответствие между достигнутым уровнем духовной культуры и овладением культурными ценностями. В обществе были весьма ограничены возможности широкого распространения просвещения, народного образования. Феодальный строй вступал в противоречие не только с социально-экономическим, но и общественно-культурным прогрессом. И это происходило тогда, когда мир начал стремительно меняться.
  Для мирового развития конца XIX - начала ХХ вв. были характерны такие ведущие тенденции: 1) поступательное развитие капитализма, создание мирового рынка, складывание колониальной системы. В политической сфере развивались институты демократии: парламентаризм, право, основные свободы, многопартийная система; существенное развитие получили профсоюзы, рабочее и социалистическое движение; 2) трансформация капитализма в государственно-монополистический, с растущим вмешательством государства в общественные процессы; 3) остроконфликтный подход к решению внутренних и международных проблем.
  Для России второй половины XIX в. вопросы модернизации страны приобрели первостепенное, поистине судьбоносное значение. Этот процесс включал в себя решение следующих важнейших проблем: 1) необходимость сохранения социально-политической и имперской целостности многонационального государства; 2) обеспечения равенства всех граждан; 3) решение социальных и политикоправовых проблем вследствие отмены крепостного права; 4) подключение к мировому экономическому и политическому порядку. Главной проблемой являлся вопрос: сможет ли Россия осуществить модернизацию мирным путем или революция будет неизбежна и закономерна? Особую роль в обострении социального напряжения играл аграрный кризис конца XIX в., когда в деревне появились десятки миллионов людей с постоянно снижающимся уровнем благосостояния, в крестьянстве рос «русский бунт бессмысленный и беспощадный».
  Столыпинские реформы, при всей их значимости, оказались запоздалыми и не смогли переломить ситуацию. Не решило проблем и активно растущее кооперативное движение, достигшее блестящих результатов к октябрю 1917 г.
  Отражением различных подходов к решению российских проблем было и наличие в стране к 1920 г. около 90 политических партий, действовавших в разные годы начала ХХ в.
  В России по переписи населения 1897 г. насчитывалось 126 млн человек, в том числе в 50 европейских губерниях - 94 млн. Для системы управления страной были характерны самодержавные методы. До революции 1905 - 1907 гг. отсутствовала представительная власть. Существовали сверхцентрализм, сословность, громоздкость управления и недемократичность. В стране насчитывалось 0,5 млн чиновников и 1 млн армии. Обострялся нерешенный национальный вопрос. Государственным языком был русский, государственной религией - православие, 75 % населения было занято в сельском хозяйстве.
  Абсолютизм в России сложился до создания экономической базы. Это связано с необходимостью концентрации ограниченных ресурсов на отстаивание существования государства (например, в XVI в. Россия воюет 43 года, в XVII в. - 48 лет, в XVIII в. - 56 лет). Царизм сыграл значительную роль в создании политического могущества России, но затем стал причиной его разрушения. При Екатерине II Россия не была ни отсталой, ни независимой; при Николае I она отсталая, но независимая; при Александре II, несмотря на реформы, стали нарастать отсталость и рост зависимости; при Николае II Россия стала отсталой и зависимой в социально-экономическом и политическом отношении.
  В ходе реформ 60-х гг. XIX в. в России стал быстро развиваться капитализм. Его особенностями были: высокие темпы; быстрая урбанизация; высокая концентрация производства; сохранение массы прямых остатков крепостничества, в частности, помещичьего землевладения, сословности, крестьянской общины, самодержавия; усиленный приток иностранного капитала; национальный гнет. В то же время реформы 60-х гг. XIX в. обеспечили быстрое складывание буржуазных отношений во всех сферах жизни. К 80-м гг. XIX в. в стране завершился промышленный переворот, происходил бурный рост промышленного производства, рос товарооборот внутренней и внешней торговли, ускоренно велось железнодорожное строительство, проведена денежная реформа 1897 г., но, несмотря на высокие темпы, Россия находилась на 5 месте в мире по экономическим показателям и ее производство составляло лишь 12,5 % от уровня производства США.
  Таким образом, в России произошло смещение этапов складывания крупноиндустриального производства, имела место иная, чем на Западе, последовательность аграрного и индустриального капитализма. При завершившемся к 80-м гг. промышленном перевороте, аграрный не завершился вовсе. Буржуазия сложилась как торговая, не революционная, она не выполнила исторической задачи - самостоятельного создания крупной промышленности. Пролетариат опередил буржуазию в социальном и политическом развитии. Корни российских революций начала ХХ в. кроются во всей истории страны и, особенно, в истории XIX в.
  Падение крепостного права означало наступление нового этапа и в истории культуры России. Были созданы условия для более высокого культурного уровня общества. В развитии культуры второй половины XIX в. можно выделить два этапа: 1) 60 - 70-е гг., связанные с общественно-демократическим подъемом; 2) 80-е начало 90-х гг. - период определенного спада активности общества, но плодотворного интеллектуально, когда происходил поиск новых ценностей.
  В 60 - 70-е гг. XIX в. начинает быстро расти образование всех ступеней, в 1863 г. издается Университетский устав - наиболее либеральный в дореволюционное время, складывается система высшего женского образования. В то же время, по переписи 1897 г. лишь 1 % населения имел среднее и высшее образование.
  Развивалось книгопечатание, издавались «толстые журналы» - «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы», ежедневные газеты, складывается библиотечная система, открываются новые музеи.
  Значительно выросла роль интеллигенции, с деятельностью которой было связано, прежде всего, развитие народного образования, науки, литературы и искусства. По переписи 1897 г. из 126 млн населения России педагогическим трудом занималось 170 тыс. человек, библиотечным - 1 тыс., книжной торговлей - 5 тыс., художники и артисты составляли 18 тыс., ученые и литераторы - 3 тыс., лица духовного звания - 250 тыс. Для 60 - 70-х гг. в общественном сознании, и прежде всего у интеллигенции, преобладают демократические идеи, характерна убежденность в необходимости реформ.
  Основным художественным направлением второй половины XIX в. стал критический реализм. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к отображению реальной жизни (например, очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи).
  Значительное влияние на художественное творчество оказала революционно-демократическая эстетика, связывавшая литературу и искусство с задачами преобразования действительности (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). В то же время такая эстетика углубляла раскол в русской культуре, тем самым, играя противоречивую роль.
  В литературе творили Г.И. Успенский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой. В драматургии выделялся А.Н. Островский, считавший театр «признаком зрелости нации, так же, как и академии, университеты и музеи».
  В это время в развитии музыкальной культуры огромную роль сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка», как их назвал В.В. Стасов, куда входили М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Их творчеству присуще стремление передать в музыке правду жизни, национальный характер, широкое использование музыкального фольклора. Особое место в музыке приобретает творчество П.И. Чайковского.
  В живописи художники, порвавшие с Академией художеств, создали «Товарищество передвижных художественных выставок» в 1871 г. Художников этого направления отличало стремление к гражданственности, осознанию проблем своего времени, интерес к современнику. К передвижникам относились В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Я. Ярошенко, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, В. И. Суриков и др. В скульптуре выделялись М.М. Антокольский, А. М. Опекушин.
  Демократический подъем первых пореформенных десятилетий сменился политической реакцией, повлиявшей и на культурную жизнь. В общественной мысли на смену революционному народничеству приходит либеральное с идеями «малых дел», «постепенного прогресса», толстовство. Зарождается социал-демократия. Усложняется идейно-духовная жизнь. Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительности. Их внимание все больше стали привлекать общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно-психологические проблемы.
  Середина 90-х гг. XIX в. в общественно-политической жизни России была отмечена поворотом от реакции к постепенно нараставшему общественному подъему, что сопровождалось блестящим расцветом культуры, который обычно называют «серебряным веком», «русским ренессансом».

 
© www.textb.net