Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


4.4. Постиндустриальное общество

  Во второй половине ХХ в. общество переходит в новую стадию - «постиндустриальное», «технотронное», «информационное». Основные черты этого общества стали рассматриваться как качественно новая ступень развития не только Запада, но и всего человечества. Происходят не только изменения в технологии, но и радикально преобразуется общество в целом.
  А. Тоффлер выдвинул концепцию «третьей волны»: первая волна - это аграрная революция, вторая волна - индустриальная революция, третья волна - «сверхиндустриальная цивилизация». (Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997). По его мнению, современная эпоха сопровождается социальными потрясениями, что является следствием кризиса индустриального общества во всемирном масштабе. В новом обществе радикально меняются организационные стили, возникают новые типы межличностных отношений, новые половые и семейные ценности, новый тип восприятия реальности, формируется новая экономическая среда, создающая корпорацию нового стиля.
  Основными чертами постиндустриального общества являются следующие:
  1. Производство переживает качественные изменения: а) уменьшается роль традиционных отраслей промышленности и массового производства, меняется география производства, особую роль играют транснациональные корпорации, исключительную играют наука и квалифицированный труд, происходит диверсификация производства, типичным становится мелкосерийное, уникальное, наукоемкое производство; б) происходит децентрализация производства, переход от иерархических к сетевым структурам; в) особое внимание уделяется экологической безопасности; г) изменяются ритмы производства: требуется вариативность, скользящий график, расширяется антропологизация производства, растут возможности для повышения квалификации; д) информационные и коммуникативные технологии становятся более важной частью производства, чем земля, труд, капитал, сырье. Информация становится наиболее динамичным компонентом производства как материального, так и духовного; е) падает роль только материального стимулирования работника, растет значимость содержательных, моральных факторов.
  2. Социальная структура общества качественно преобразуется. В обществе устойчиво преобладают средние слои. Классовое деление уступает место делению по уровню доходов. Люди больше объединяются по территориальному, профессиональному, этническому и другим частным и изменчивым признакам. Расширяется общение по интересам.
  3. Политические изменения затрагивают все стороны политической системы общества (политическую организацию, идеологию, коммуникацию). Происходит дифференциация партий, возникает множество организаций, выражающих требования различных групп населения, учитывающих интересы различных меньшинств.
  4. Духовная сфера переживает радикальную трансформацию: а) на место «книжной» культуры приходит «экранная» на базе аудиовизуальной техники, компьютеров, систем связи. Экранная культура является интернациональной, компактной и децентрализованной, обеспечивает доступность и разнообразие информации; б) четко выражена ориентация на будущее. Даже «базовая система образования» перестает играть прежнюю роль. Целостная система знаний и ценностей, составлявшая мировоззрение и структуру личности, заменяется набором переменчивых установок, на которые существенно воздействуют средства массовой информации.
  5. Трудовые ориентации претерпевают существенную трансформацию. Возникает новое отношение к труду. Работа для большинства людей должна быть вариативной, не повторяющейся, реализующей индивидуальные способности, достаточно ответственной, предполагающей свободу действий, особый интерес возникает к ценностной стороне труда. Рост духовных потребностей сопровождается ростом престижа культуры, увеличиваются расходы на культуру, углубляются интересы к искусству.
  Таким образом, в постиндустриальном обществе происходят изменения, связанные с демассификацией, дестандартизацией всех сторон экономической и социальной жизни, резким повышением уровня инновативности и быстрой скоростью происходящих изменений.
  Значительный интерес в мире привлекли идеи канадского ученого М. Маклюэна о роли информации в развитии человечества. Он связал социокультурный процесс с особенностями получения, переработки и передачи информации. М. Маклюэн считает, что смена эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации, куда относятся язык, печать, наука, компьютеры и т.д.
  Каждая эпоха имеет свои особенности.
  В первобытном обществе господствовало устное (оральное) общение. Язык связывал людей крепкими узами, он препятствовал сепаратизму и индивидуализму. Человек в силу непременного обмена информацией был прямым или косвенным участником всех событий рода или племени.
  Цивилизация предполагает письменность, которая перебросила человека в визуальный мир. Знания и опыт стали передаваться письменным или визуальным способами. Люди все больше теряли сопричастность к делам общества. Печать увеличила отчуждение. Возник информационный взрыв, явившийся революцией в сфере массовой коммуникации. Монополия печати на знание привела к формированию основных черт современной цивилизации: индивидуализма, национализма, отчуждению, спекуляции. В культуре Европы укрепились индивидуалистические, аналитические и визуальные формы.
  Современные средства коммуникации (радио, телефон, телевизор, компьютер) все более радикализируют все сферы общественной жизни. Если старые формы коммуникации «укорачивали» пространство и время, то сегодняшние электронные средства, создавая бесконечные аудиовизуальные ряды, активизируют зрение, слух, осязание. Реальность вновь обретает свою конкретность. Человек тренирует нервную систему, что расширяет его возможности и способности. Он вновь, получая информацию о среде, стал своеобразным участником происходящего. Это соучастие воспроизводит, хотя и на более высоком уровне, «первобытное единство коллективного сознания». Всеобщая электронная связь способствует превращению планеты в «глобальную деревню». В ней не будет индивидуализма, утвердится всеобщее равенство и братство. Впереди, считает Маклюэн, у человека и человечества вечный мир.
  Теорию М. Маклюэна многие культурологи признают утопичной, не реализуемой в практике человечества.

 
© www.textb.net