Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


3.5.2. Основные черты культуры Нового времени и ее достижения

  В культуре Нового времени XIX в. занимает особое место. Это век классической буржуазной цивилизации, когда она достигла своей зрелости, а затем в начале XX в. вступила в стадию кризиса, важнейшим проявлением, которого стала мировая война, начавшаяся в 1914 г.
  Буржуазная цивилизация окончательно утвердилась в результате трех революций: 1) промышленного переворота в Англии, в результате чего была создана адекватная капитализму материально-техническая база в виде крупного индустриального производства; промышленный переворот в большинстве стран Европы происходил со второй половины XVIII до первой половины XIX вв.; 2) философской революции в Германии, когда сложилась классическая немецкая философия, оказавшая огромное влияние на мировоззрение эпохи; 3) политической революции во Франции, ставшей классическим образцом в истории Нового времени. Великая французская буржуазная революция, идейно подготовленная Просвещением, проявила все достижения и пороки буржуазной цивилизации.
  В своей основе культура XIX в. развивала то же мировоззрение, что и культура Нового времени в целом, хотя новизна исторической ситуации привнесла существенную специфику. Важнейшими чертами зрелой Новоевропейской культуры являются: 1) рационализм (развиваются его крайние проявления - техницизм и сциентизм: вера во всемогущество науки и техники); 2) новативность: новые результаты ценятся гораздо выше уже существующих достижений, общество четко ориентируется на новизну, на будущее; 3) вера в прогресс; 4) антропоцентризм и индивидуализм; 5) светский характер; 6) либерализм в экономике, политике, идеологии; 7) демократизм и плюрализм; 8) европоцентризм, считавший идеалом общественного развития Европу, а весь остальной мир - культурной периферией; 9) стандартизация; 10) развитие массовой культуры, оказывающей растущее влияние на общество.
  Необходимо подчеркнуть, что действительность XIX в. перечеркнула идеалы Просвещения. Мир оказался не таков, каким его ожидали увидеть. Возникла проблема соотношения идеала и действительности, цели и результата, которая стала одной из важнейших вобщественном сознании, послужив движущим мотивом социокультурного развития в XIX в.
  В XIX в. бурное развитие переживали наука и техника. Наука этого периода открыла перед человечеством бесчисленные возможности для прогресса. В конце XIX в. началась революция в естествознании, перешедшая в научно-техническую революцию середины ХХ в. Создавались новые отрасли науки и объединялись усилия отдельных наук для познания сложных явлений.
  Изменилась структура научных учреждений и их роль в обществе. Наряду с университетами научный поиск сосредотачивался в научно-исследовательских институтах. Появились научные школы, имевшие мировое значение: Кембриджская школа атомной физики, Копенгагенская школа теоретической физики, Г еттингенская математическая школа и др. Большое значение приобрели научные журналы, интенсивно развивались международные научные связи. Усиливалось влияние науки на производство. Выросла роль ученых в обществе, усилилось внимание к общественной значимости научных работ. Возрастало влияние науки на общественное сознание. К концу XIX в. в мире насчитывалось до 50 тыс. ученых.
  В общественных науках складываются такие течения, как позитивизм, неокантианство, философия жизни, марксизм; ускоренно развиваются различные направления социологии, экономики и другие науки.
  В естественно-математических науках наблюдается настоящий бум. Резко вырос интерес к математике и соответственно количество ученых. По данным Берлинской «Книги успехов математики за год», в 1868 г. учтено 900 работ 650 авторов, а в 1911 г. - работы 2400 авторов. Появляются неэвклидова геометрия (Лобачевский, Риман); новая алгебра; основы теории групп (Галуа); теория множеств (Кантор), обосновывающая матанализ; математическая логика. О проблемах математики Б. Рассел сказал: «Чистая математика - это такой предмет, где мы не знаем, о чем говорим, и не знаем, истинно ли то, что мы говорим».
  Самые драматические события в науке оказались связаны с физикой. В конце XIX в. начался кризис классической физики и революция в естествознании, связанная с именами Больцмана, Максвелла, Планка, Кюри, Резерфорда, Бора, Эйнштейна.
  Суть новых идей в физике: 1) неисчерпаемость структурного строения природы; 2) дополнительность, взаимонеобходимость противопоставляемых классической физикой вещественной и энергетической картины мира; 3) активная роль познающего субъекта в процессе формирования научного знания и в связи с этим необходимость тщательного философского исследования проблемы объективности знания.
  В химии появились: периодическая таблица Менделеева, анилиновые красители, синтетическая химия, биохимия, - в результате чего возникли новые химические науки, тесно связанные с промышленностью.
  В науках о Земле развились геохимия, океанография, метеорология.
  В биологии и медицине возникли: эволюционная теория Дарвина, исследования по закономерности наследования Менделя, микробиология, связанная с именами Пастера и Коха.
  В технике также происходили поистине революционные сдвиги. В 1870 г. в мире добыто 213 млн тонн каменного угля, в 1913 г. - 1942 млн тонн; чугуна выплавлено в 1800 г. 0,5 млн тонн, в 1850 г. - 4,5 млн тонн, в 1900 г. - 40,7 млн тонн; в 1900 г. выплавлено в 200 раз больше стали, чем в 1800 г.; появились двигатель внутреннего сгорания, электродвигатели; создаются пароходы, телеграф, телефон, фонограф, фотография, кинематограф; в 1875 г. протяженность железных дорог в мире составляла 294 тыс. км, а в 1917 - 1146 тыс. км; в военной технике созданы пулеметы, броненосцы, авиация и т.д.
  Фигура инженера стала духовной производительной силой в материальном производстве, резко выросла роль интеллигенции.
  Активно развивалась урбанизация. К началу ХХ в. население 13 городов мира превышала численность в 1 млн человек. Меняется социальная структура населения: в развитых странах Европы рабочий класс составил 30 %, а в Англии, Германии, Бельгии, Голландии он превысил к началу ХХ в. 50 %.
  Произошли существенные сдвиги в общественном сознании, для которого стали характерными представления об огромных возможностях новой техники, привычка к постоянным переменам, ощущение текучести, изменяемости мира, динамизма всей окружающего человека действительности: техники, общественных отношений, политических институтов.
  Основой культурного прогресса становилось развитие образования. Через систему образования, главным образом, происходило проникновение научных теорий и художественных ценностей в широкое общественное сознание. Грамотность населения составляла: в России среди мужчин в 1800 г. 4 - 8 %, в 1889 г. - 31 %, в 1913 г. - 54 %; в Великобритании соответственно - 68 %, 91 %, 99 %; в США - 70 %, 88 %, 93 %; во Франции - 47 %, 89 %, 95 %; в Австрии - в 1889 г. - 60 %, в 1913 г. - 75 %.
  Формируется новая картина мира. На голову «человека с улицы» обрушилось такое множество философских и социологических, этических и эстетических теорий, такое разнообразие художественных школ и направлений, что уже самим этим плюрализмом подрывался конформизм мышления и стимулировалось стремление сопоставлять, оценивать убедительность аргументов, выбирать эстетическую программу. Дезинтеграция идеологических течений, ярко проявившаяся на рубеже XIX - XX вв., была одним из проявлений кризиса буржуазной культуры.
  К середине XIX в. в странах развитого капитализма завершилось размежевание буржуазной и демократической культур. За полтора века буржуазная культура прошла путь от относительного единства с демократической культурой в рамках Просвещения, противостоящего феодально-клерикальной культуре, до прямого конфликта с демократической культурой. Демократическая культура, для которой в XVIII в. характерна, прежде всего, антифеодальная и антиолигархи- ческая направленность, выступала в XIX в. как антибуржуазная система ценностей. Изменения в двух субкультурах проходили эволю- ционно и неравномерно.
  В развитии художественных стилей XIX в. можно выделить несколько основных: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, натурализм, модернизм.
  Классицизм рубежа XVIII - XIX вв. - сложное явление с преобладанием антифеодальных идей. Связанный с Просвещением, он выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма основан на идеях рационализма, он стремился выразить возвышенные, героические, нравственные идеалы, создавая ясные и органичные образы. В классицизме имелись черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма. Рационализм Просвещения приводил к тому, что художественное творчество и эстетическое восприятие либо вообще не признавались полноценными проявлениями человеческого духа, либо измерялись чужеродной для них мерой разума, науки, и потому искусство могло расцениваться всего лишь как «смутное познание», а вкус - как «рациональная интуиция». Собственно буржуазная художественная культура, а тем более демократическая, развивались наиболее эффективно за пределами классицизма и в борьбе с ним.
  Буржуазная художественная культура нашла более полное и специфическое выражение в сентиментализме. Сентиментализм стремился к гармонии личности, обладающей не только разумом, но и чувствами, ему свойственна поэтизация частной жизни в ущерб общественным интересам, поэтизация быта, особенно сельского. Отразили это направление в литературе романы в письмах, а в живописи художники Ж. Грез (1725 - 1805) и Т. Гейнсборо (1727 - 1788).
  В 20-е гг. XIX в. складывается романтизм (от франц. - роман). Он был вызван острым неприятием наступившей буржуазной действительности, далекой от провозглашавшихся идеалов, протестом против национального порабощения, наступившей после наполеоновских войн политической реакции. Он отражал разочарование в учении Просветителей. Важно отметить, что романтизм - это не просто стиль, а общекультурное движение, культурно-исторический тип. Романтизм - это целая культура, подобная Ренессансу и Просвещению, выходящая за рамки художественного стиля и художественной культуры. Он охватывает самые разнообразные явления: философию, политическую экономию, эстетику, историческую науку, искусство, литературу, моду. Для романтизма основным родовым качеством является конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала. Романтизм стремился к свободе, выражал жажду совершенства и обновления, провозглашал пафос личной и гражданской независимости, проявлял большой интерес к национальному прошлому, фольклору, стремился создать универсальную картину мира.
  Романтизм, в отличие от классицизма с культом разума, провозгласил приоритет чувства, переживания, иррациональности, алогизма, вдохновения, фантазии. Романтизм был победой над просвещенческим рационализмом в искусстве. Некоторые романтики звали назад, к идеализированному прошлому, но были и революционные романтики (Гойя, Бетховен, Байрон, Г юго, Шуман, Шопен), их главным героем был бунтарь. Романтизм переориентировал общественную психологию от интереса к внешней жизни к проблемам внутренней, духовной, эмоциональной жизни личности. Романтизм в общественной психологии выступил в виде определенного умонастроения в обществе.
  Зародившись в Германии и получив там свое первое художественно-практическое, философское и эстетико-теоретическое выражение, романтизм стремительно распространился по всей Европе, а затем в США и Латинской Америке, отсюда национальная специфика этого течения.
  В основе творческого метода романтизма был принцип свободы. Суть романтического стиля - признание острого, драматического, неразрешимого конфликта между уродливой действительностью и высоким идеалом, несовместимым с ней, а подчас и вообще нереализуемым. Стилистика романтизма строилась на противопоставлении иронично, гротескно-сатирическом изображении действительности (отсюда в дальнейшем вырос критический реализм) и идеализированным человеком (родство с классическим искусством).
  Расцвет романтизма приходится на 20 - 30 гг. XIX в. Романтизм был последним целостным крупным образованием, он предпринял героическую, но безуспешную попытку преодоления разорванности культуры через динамический синтез искусств. В целом культура романтизма оставила человечеству богатейшее наследие. В дальнейшем развитие художественной культуры идет «децентрализовано», искусства развиваются асинхронно, при разнообразии стилей и борьбе противоположных направлений.
  Во второй половине XIX в. на смену романтизму пришли другие направления: критический реализм, натурализм, символизм.
  В 40-е гг. XIX в. как самостоятельное течение складывается реализм. Социально-исторический или критический реализм XIX в. был наследником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства: реализма Возрождения и реализма Просвещения, он связан также с революционным романтизмом. Однако в отличие от романтизма, бегущего от действительности, реализм стремится к глубинному проникновению в действительность, к раскрытию сущности социальных катаклизмов, он раскрывает связь личных судеб людей, их характеров, чувств, мыслей с конкретными историческими условиями. Для реализма характерен историзм в изображении людей и общества в целом. Реализм стремится изобразить типические характеры в типических обстоятельствах. Поэтому не случайно на первый план выдвигается социальный роман (О. Бальзак, Ч. Диккенс). В живописи творили такие реалисты как Т. Руссо, О. Домье, Ж.-Ф. Милле, Г. Курбе, в конце XIX в. крупнейшими писате- лями-реалистами были Г. де Мопассан (1850 - 1893), А. Франс (1844 - 1924), Р. Роллан (1868 - 1944), Г. Ибсен (1828 - 1906), Г. Манн (1871 - 1950), Т. Манн (1895 - 1955), Д. Голсуорси (1867 - 1933), Б. Шоу (1856 - 1950), М. Твен (1835 - 1910) и др.
  В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм (братья Гонкуры, Э. Золя, А. Доде), связанный в своих основах с позитивизмом (Г. Спенсер) и эволюционизмом (Ч. Дарвин). Возникновение натурализма вызвано стремлением писателей внести в литературу методы строго научного исследования действительности, основывающиеся на эксперименте, точности описания, документальности. Натуралисты стремились окончательно развенчать романтические иллюзии. Книги могли напоминать стенографический отчет, а не художественное произведение. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество натуралистов утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека будничным потоком жизни, в то же время возводило в абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму, оправданию социальной апатии. В то же время, стремление к правде, к факту приводило к злободневности и демонстрации социально острой «изнанки жизни». Натуралисты стоят у истоков документального искусства, литературы факта, получивших большое развитие в XX в.
  Во второй половине XIX в. все более отчетливо наблюдались признаки кризиса буржуазной культуры, проявившиеся в декадансе (от франц. упадок). Полномасштабный кризис буржуазной культуры - явление XX в., но его первые симптомы ощутимы в конце XIX в., они охватили, в основном, сферу искусства, тогда как в культуре в целом господствовали убеждения в незыблемости движения по пути единения и процветания, вера в прогресс. Главной причиной негативных тенденций в культуре являлся разрыв между опережающими темпами технического прогресса и отставанием социально-культурной сферы. Устами Ф. Ницше было заявлено о гибели всей системы традиционных ценностей, об исчезновении веры в прогресс, как автоматической устремленности мира вперед, о надвигающейся катастрофе, распаде в связи с потерей всех жизненных оснований, утраты всех смыслов. Упадок закономерен, так как он связан с преобладанием посредственности в обществе, с рабской психологией, давлением массы, отсюда господство рабской культуры, обусловливающей регресс, декаданс истории. По Ницше, «героизм времен упадка» заключается в том, чтобы, заняв позицию «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности, толпе и усталому от жизни декадентству.
  По внешним признакам последняя треть XIX в. - это наиболее мирное и стабильное время за всю историю капитализма, но это благополучие оказалось обманчивым, оно взорвалось в августе 1914 г. с началом мировой войны, открыв новую эпоху великих потрясений и действительно грандиозной переоценки всех человеческих ценностей.
  Декаданс отмечен настроениями безнадежности, пессимизма, упадочничества. Эти черты проявились у символистов, а в дальнейшем - у модернистов.
  Символизм сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. В своем манифесте 18 сентября 1886 г. символисты объявили себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, «видимость» символисты противопоставили внутренней сущности и говорили, что свою задачу они видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не логике. Не принимая действительность с ее торгашеством, вульгарностью, бездуховностью, символисты отказались от познания и изображения реального мира - «театра теней». В реальности символисты искали знаки, символы этой таинственной сущности, идеальную сущность мира. Они высказывали недоверие к вековым культурным и духовным ценностям как объединяющему началу всех людей. Художественные образы у символистов лишены конкретности, они многозначны, воздействуют не на разум, а на чувства и подсознание, заряжены скрытым, зашифрованным смыслом. Отсюда отказ от романтического пафоса и от реалистической конкретности изображения. Поэзия полна намеков, иносказаний, отличается причудливой гаммой настроений, тончайшими нюансами звука и смысла. Высшие достижения символизма связаны с лирической поэзией и музыкой, а также с условной драмой, но не с жанром романа, требовавшим точности социальных и психологических мотивировок. В творчестве символистов ощутимо влияние позитивизма О. Конта, пессимизма и иррационализма А. Шопенгауэра, социального дарвинизма Г. Спенсера, философии «сверхчеловека» Ф. Ницше, интуитивизма А. Бергсона, психологизма З. Фрейда.
  Главой французских символистов стал поэт С. Малларме (1842 - 1898), а вершинами символизма явилось творчество П. Верлена (1844 - 1896) и А. Рембо (1854 - 1891). В Австрии выделялось творчество Р.М. Рильке (1875 - 1926), в Англии - О. Уайльда (1854 - 1900), в Бельгии - М. Метерлинка (1862 - 1949).
  В музыке символизм обратился к неразработанному фольклору Испании, Дальнего Востока, Скандинавии, освежающему музыку оригинальной ритмикой, необычайной тембровой окраской (К. Дебюсси, М. Равель, Г. Малер).
  Проявлениями кризиса реализма в искусстве явились импрессионизм и постимпрессионизм.
  Импрессионизм (от франц. - впечатление) заявил о себе на выставке в 1874 г. Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу передачи действительности в ее разнообразных проявлениях и изменчивости, искали новые формы, но не стремились к проникновению вглубь явления, социальным обобщениям.
  Постимпрессионизм (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван-Гог и др.) пытался найти новые формы реализма, новые творческие приемы, он стал более рассудочным, творил особую реальность, связанную с субъективным миром художника. Особое внимание уделялось композиции, соотношению форм и пространства, формы и цвета, геометризации.
  В XIX в. новые веяния проникли в европейский театр, развивавшийся в тесном контакте с литературой. Формировался новый театр, который боролся с двумя основными противниками: мещанской драматургией «хорошо сделанной пьесы» и духом бессодержательного академизма. Шел поиск новых форм сценического искусства.
  Начало развиваться кино. Первая демонстрация фильма братьями Люмьер состоялась 22 марта 1895 г. Для ранних этапов кинематографа характерны технические эксперименты, поиски специфического языка нового искусства, отсутствие слова. Интеллектуальный уровень фильмов был невысок, недооценивалась кинодраматургия, но была подготовлена почва для послевоенного взлета немого кино в 20-е гг. XX в.
  В архитектуре появляются новые материалы (сварочное железо, бетон и железобетон), что дало новые возможности зодчим. Символом новой архитектуры стала Эйфелева Башня в Париже (1899).
  На рубеже XIX - XX вв. сложился стиль модерн (от франц. - современный), со своей эстетикой, выступивший против имитации, за творчество. Его сверхзадачей провозглашалось преобразование общества средствами искусства, но это был утопический проект. О модерне более подробно говорится в разделе, посвященном культуре XX в., а о русском модерне в разделе «Культура «серебряного века».
  Подводя итоги культурного развития XIX в., можно отметить существенные сдвиги принципиального характера в понимании природы, человека и культуры. Понимание природы, как первотворца и природы-матери, уступает место пониманию ее как мастерской, источника ресурсов; место человека, как венца мироздания, « меры всех вещей» заменяется представлением о своего рода механизме, функции, существе близком к животным; культура, как мир творчества и реализации сущности человека, предстает как технологическая функция с господством стандарта, массовой культуры, а прогресс культуры отождествляется лишь с научно-техническими достижениями. Все это симптомы тяжелой болезни, которая в XX в. проявилась в полной мере, симптомы кризиса буржуазной цивилизации, хотя ее возможности были еще далеко не исчерпаны. В основе такой цивилизации лежат индустриализм, политическая демократия, духовный плюрализм и многообразие, опираясь на эти факторы, начались поиски новых форм культуры, новой цивилизации. В то же время, как никогда, выросли угрозы самим основам человеческой жизни и культуры.

 
© www.textb.net