Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 2. Мораль и искусство

  (Словарь по этике. Под. ред. И.С. Кона. - Изд. 3-е. - М.: Политиздат, 1975. - с. 172-173).
  МОРАЛЬ И ИСКУССТВО (далее М и И) - две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их лежит единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни. К И. в целом можно отнести название «человековедение», которое А. М. Горький дал литературе. И. помогает человеку осознать самого себя и свое место в мире, встающие перед ним проблемы смысла жизни и ее ценностей. В присущей тому или иному виду И. форме на арене изображаемой действительности сталкиваются между собой добро и зло, интерес и долг, счастье и назначение человека и др. элементы сферы нравственных представлений. Иными словами, значительную часть содержания И. составляют моральные проблемы. Эти же проблемы делает предметом своего рассмотрения нормативная этика.. В И. эти проблемы выступают в художественной форме, в виде чувственноконкретных образов, путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между которыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении И. воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека re-, гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение. Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание И. или, что оно может заменить теорию М. Соотношение М. и выступает в более сложной форме. Художник, отражая к.-л. стороны действительности, всегда, намеренно или ненамеренно, изображает ее тенденциозно, самим способом ее освещения склоняет читателя, зрителя, слушателя к той или иной ее нравственной оценке. Его эстетическая позиция, т. обр., включает в себя определенную нравственную позицию. Моралью совершенное выступает в И. как эстетически прекрасное. Даже тогда, когда в художественном произведении красивое и нравственное противостоят друг другу, это их противопоставление обычно имеет определенный моральный смысл, используется для доказательства превосходства внутренней, духовной, нравственной красоты человека над чисто внешней, физической красотой (в этом смысле характерны образы В. Гюго — Гуинплена и герцогини Жозефины в романе «Человек, который смеется», Квазимодо и Феба в «Соборе Парижской богоматери»). Нравственное воздействие средствами И. на убеждения человека осуществляется отнюдь не путем рациональных доводов и логического доказательства очевидных преимуществ добродетели над пороком. Это — эмоционально-эстетическое воздействие, которое должно «вытекать» из самого изображения. Морально-политическая тенденция, пишет Ф. Энгельс, «должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать... писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов» (т. 36, с. 333). Это единство нравственного и эстетического с наибольшей полнотой выражается в социалистическом И. Свою воспитательную роль социалистическое И. выполняет тем успешнее, чем более многосторонне, глубоко и художественно оно отображает законы жизни, тенденции исторического развития, проблемы и противоречия действительности, чувства и мысли, стремления и поиски человека, созидающего новое общество. Требование органического единства идейности и жизненной правды в И. социалистического реализма обусловлено сочетанием в марксистском мировоззрении строгой научности и партийности, исторического оптимизма и критического отношения к действительности.

Вопросы к тексту

  1. Каковы научные основания для сопоставления морали и искусства?
  2. Каково соотношение морали и искусства с проблемой смысла жизни и её ценности?
  3. Почему нормативная этика с особой актуальностью осмысливает проблему прекрасного?
  4. Почему искусство по своим изобразительным средствам гораздо глубже осмысливает моральные проблемы, чем любая абстрактная этическая теория?
  5. Почему морально совершенное не всегда выступает в искусстве как эстетически прекрасное?

 
© www.textb.net