Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 4. Миф о летающей крылатой колеснице

  В диалоге «Федр» Платон предлагает видение потустороннего мира еще более сложное. Возможно, он искал объяснения тому, что ни один из мифов, до сих пор рассмотренных, не показывает, почему души вселяются в тела, почему души первородны, и в чем причина их сродства и однонаправленности с божественным.
  Первоначально душа была в Боге, и в этой своей божественной жизни во всем следовала Богам, а пала она на землю в тело по причине своей вины. Душа - нечто подобное крылатой колеснице, запряженной двумя конями с возницей. И если кони, мчащие Богов, равным образом надежны, то кони, впряженные в повозку с душами человечьими - разной породы, один из них хорош, другой - дурен, отчего возникают сложности с управлением. Возница символизирует разум, кони - аналогичные части души - вожделеющую и гневную, агрессивную. Другие полагают, что это три элемента, из которых Демиург в «Тимее» слепил душу человека. Следуя Богам, души летят небесными стезями, одной своей половиной периодически соединяясь с небом и Богами, созерцая в полете Гиперуранию, запредельный мир идей, или так называемую «Долину правды». Но, в отличие от богов, созерцать Бытие, упиваться дольними откровениями, - для наших душ все это многотрудное занятие по той простой причине, что плебейский конь, - наша вторая дурная натура, - тянет без устали вниз. Вот и получается, что некоторые души видели Бытие, или хотя бы часть его, и продолжают жить с Богами, тогда как другим не удается достигнуть «Долины Правды»; они скучиваются, в давке им не удается воспарить отвесно ввысь, к единению с небом, в стычках и драках их крылья крошатся, и отяжелевшие души падают на землю.

  (Реале Дж., Антисери А. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность. - ТОО ТК «Петрополис», 1994. - С. 123.)

Вопросы к тексту

  1. В чем этическое значение видения потустороннего мира в диалоге «Федр»?
  2. Какова связь трех основных проявлений души человека, по Платону, с тремя элементами, из которых Демиург сотворил душу человека, согласно диалогу «Тимей»?
  3. Каково этическое значение мифа о летающей крылатой колеснице?
  4. Почему эсхатологию Платона называют «этической»?

 
© www.textb.net