Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 5. Этическое и эстетическое

  Любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетическим и этическим значением (ценностью) и могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой - как добро или зло. При этом издавна в общественном и индивидуальном сознании нравственное и прекрасное мыслятся как некое органическое единство, фиксируемое даже словесно (например, древнегреческое понятии «калокагатия» означает одновременно и «доброе» и «прекрасное», а понятие «прекрасное» в русском эпосе и сказках применяется для обозначения физического совершенства, душевной силы и нравственной чистоты). Такое «взаимопроникновение» двух относительно самостоятельных понятий отряжает важнейшую ценностную установку, выработанную исторически развивающимся общественным сознанием, с гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано моральнодобрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Именно внутреннее родство, сущностное единство этической и эстетической сфер обусловило смысловую специфику понятий «возвышенное», «низменное», «героическое» и др., где этическая и эстетическая оценки явления или поступка выступают нераздельно, слитно. Диалектика взаимоотношений этического и эстетического, однако, не исчерпывается их единством. В конкретно-историческом контексте имеют место весьма сложные и нередко глубоко противоречивые отношения между этими сферами. Факты конфликта между этическим и эстетическим в условиях классово-антагонистического общества послужили причиной возникновения теорий и концепций, где данные сферы неправомерно противопоставляются друг другу как якобы изначально чуждые, несоединимые формы человеческой жизнедеятельности. Многообразие конкретных случаев несовпадения этического и эстетического, как правило, является результатом нарушения гармонии в отношениях между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности. В сфере поведения личности и отношений между людьми это выражается, в частности, в недооценке «формы» поступка или общения, которая может быть вежливой или грубой (Вежливость, Грубость), изящной или вульгарной, либо, напротив, и пренебрежении «содержательной» стороной поведения и общения, что наиболее Наглядно проявляется в «чистых» формах этического и эстетического (этикет, мода). Этическое и эстетическое вступают в конфликт и в тех случаях, когда человеку нравится, доставляет наслаждение то, что в нравственном смысле ущербно или аморально (например, положительное восприятие тех образцов массовой культуры, в которых эстетизируются насилие, жестокость, сексуальная патология и пр.). В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета и ограниченность нередко маскируют свою подлинную сущность внешней красивостью формы, манер, слов. Поэтому отличие подлинной красоты от красоты мнимой выявляется через ее отношение к добру, т.е. через установление ее собственно человеческого содержания. Нравственная оценка события, факта или поступка органически входит в состав и структуру эстетической характеристики любого социального явления. Таким образом, в человеке, взятом в его многообразных связях с конкретно-исторической социальной действительностью, этическое и эстетическое выступают сторонами единого целого. Именно в самом человеке и следует искать, поэтому реальную основу как «согласия», так и «разногласия» в отношениях этического и эстетического. Важное место и роль в раскрытии реальной диалектики этического и эстетического принадлежит искусству, которое А.И.Герцен назвал «эстетической школой нравственности».

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. - . 379-381).

Вопросы к тексту

  1. Какова ценностная природа этических и эстетических явлений?
  2. Онтологичны ли этические и эстетические категории или они обладают лишь значимостью?
  3. В чем историческая специфика и ограниченность конфликта этического и эстетического?
  4. Как выражает сфера поведения личности и области отношений между людьми возможное несовпадение этической и эстетической оценок?
  5. Какое отличие подлинной красоты и добра от их мнимости?

 
© www.textb.net