Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 4. Этика и психология

  Этика и психология (греч. ethika и psyche — душа) — науки, тесно соприкасающиеся между собой в изучении человеческого поведения и побуждении, но исследующие их с различных точек зрения. Вплоть до XVIII в. в философии не существовало четких границ между этикой и психологией. В этике господствовал натурализм и психологизм в истолковании природы нравственных мотивов как некоторых «естественных» стремлений и чувств человека. Это представление нашло наиболее законченное выражение в нравственного чувства теориях, где понятия и принципы морали выводились из неких изначальных чувств и переживаний (одобрения и осуждения, удовлетворенности и недовольства собой). Первым в истории этики, натурализм и психологизм в трактовке морали подверг критике Кант. Он указал, что относиться с одобрением к хорошему и с осуждением к плохому, испытывать внутреннюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызения совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью. Поэтому надо, сначала определить, что такое моральное сознание, а потом уже говорить о том, в каких именно переживаниях оно выражается. В противоположность психологии, которая занимается психической природой человека (каков он есть в действительности) и выясняет фактические субъективные причины и механизмы его действий, Кант определял этику как науку о должном поведении человека о том, каковы должны быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует. Кант не смог выяснить социальную природу морали, а потому и истолковал моральное, сознание как априорное в противоположность психике, которая эмпирически обусловлена. Психология изучает законы человеческой психики как общие или специфические свойства личности, социальных групп, человека вообще, процессы, протекающие в сознании человека и составляющие внутренние, субъективные причины его действий. Этика рассматривает поведение и духовный мир человека лишь постольку, поскольку они определяются социально-историческими законами нравственности, отвечают или не отвечают моральный требованиям (Сознание моральное. Логика морального языка) и обладают нравственным значением (Ценности). Отсюда вытекают и различные аспекты в трактовке некоторых понятий в этике и психологии. Так, психология рассматривает свойства характера человека с точки зрения их обусловленности определенными психическими механизмами в мозгу человека (стереотипами, привычками, склонностями, потребностями, чувствами), которые могут быть отчасти прирожденными, а отчасти благоприобретенными, воспитанными в известных социальных условиях и которые внешне выражаются в соответствующих действиях, типичных для данного лица. Этика рассматривает моральные качества безотносительно к психическим механизмам, как общие характеристики поведения множества самых различных людей и в зависимости от того, соответствуют, или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Например, сила воли изучается психологией с точки зрения психических механизмов, управляющих поведением человека, а в этике рассматривается как положительное нравственное качество, отвечающее известным требованиям морали, отразившим определенные общественные потребности. Таким образом, и психические свойства, и моральные качества причинно обусловлены, но проявляют в себе различные виды причинности. При всем различии этики и психологии эти науки взаимосвязаны. Этика разъясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психологами действий, мотивов, характеров, а психология раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравственных явлений.

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. - . 373-376).

Вопросы к тексту

  1. Каково соотношение этики и психологии в структуре гуманитарного знания?
  2. Обозначьте основные исторические эпохи соотношения этики и психологии.
  3. Что такое «теория нравственного чувства»?
  4. Какова сущность критики И.Кантом натурализма в этике?
  5. В чем принципиальная разница понимания причинности и качеств человека в этике и психологии?

 
© www.textb.net