Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 1. Мораль и религия

  Проблема соотношения морали и религии, этих двух форм общественного сознания, имеет важное значение в этике, поскольку она непосредственно связана с вопросом о критерии нравственности. Религиозное воззрение на мораль исходит из того, что вера в Бога дает единственно возможное обоснование «возвышенных» нравственных принципов, которые якобы противоположны «низменным» наклонностям человека и общественной жизни, погрязшей в пороке. С этой точки зрения единственным источником нравственного начала в человеке является Бог, который создал человека «по своему образу и подобию» и дал ему моральные заповеди. В пользу религиозного обоснования нравственности обычно выдвигаются следующие доводы: во-первых, человек по своей природе стремится к удовлетворению эгоистических интересов и поэтому не способен сам выработать моральные понятия; во-вторых, т.к. в общественной жизни добродетель не всегда вознаграждается, а порок часто не наказуется и торжествует, то выполнение людьми требований нравственности может обеспечить только их вера в существование загробной жизни, в ад и рай, где осуществляется справедливое воздаяние за добродетели и пороки, их страх перед «страшным судом»; в-третьих, утверждение, что все наиболее известные требования нравственности впервые были сформулированы в рамках религиозного учения и поэтому, даже если не верить в Бога, следует признать ту положительную роль, которую сыграла религия в развитии нравственного сознании человечества. Уже в Древней Греции религиозное обоснование морали подвергается критике (Эпикуреизм). До нашего времени сохраняет также значение критика просветителями религиозного толкования нравственности. На множестве исторических примеров просветители показывали, что религиозная вера чаще приводила люден к преступлениям против морали, чем к добродетели. Французские материалисты противопоставили теологии теорию «разумного эгоизма» (Эгоизма теории), указывая, что человек, разумно понимающий свои интересы, будет подлинно моральной личностью, т.к. нарушение нравственных требований повлечет за собой ущерб для его же собственных интересов. Просветители исходили из представления о том, что буржуазное общество будет устроено настолько разумно, что добродетель и порок будут автоматически получать справедливое воздаяние. Поражение этой просветительской иллюзии привело к возрождению и укреплению религиозной традиции в понимании морали Кант полностью разделяет убеждение, что земные интересы человека всегда эгоистичны, низменны и что мораль немыслима без допущения вечной жизни и небесного воздаяния. В современном капиталистическом обществе аргументы в пользу религиозного обоснования морали получают распространение не только среди теологов, но и среди светских философов и социоло- гов. При этом последние исходят, в частности, из следующего соображения: наука дала в руки человека могущественные средства к достижению преследуемых им целей, но она бессильна ответить на вопрос, к каким целям следует стремиться (Цели и средства). Этот вопрос, с их точки зрения, можно разрешить только с помощью веры. Так, в современном обществе терпит крах просветительская вера во всемогущество разума.

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. - . 178-180).

Вопросы к тексту

  1. Почему проблема «мораль и религия» имеет столь важное значение в этике?
  2. Что такое «моральные заповеди» в структуре религиозного сознания?
  3. В чем сущность проблемы «добродетель и нравственное воздаяние» в религиозной этике?
  4. Какова история проблемы «мораль и религия»?
  5. В чем особенность кантовской трактовки религии как особого типа морального сознания?

 
© www.textb.net