Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 8. Свобода нравственная

  Свобода нравственная — категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. В различных идеалистических теориях свобода нравственная считается присущей человеку как таковому: данная ему природой или Богом свобода воли. Это изначальное свойство человека является предпосылкою его моральности: лишь благодаря свободе человек может быть моральным существом, ответственным за свои поступки. Такое формальное, ни на чем не основанное допущение свободы неминуемо приводило к предельно абстрактному ее толкованию. В буржуазной этике свобода нравственная понимается как свобода от внешней (природной и социальной) зависимости, как возможность совершать поступки, сообразуясь только е собственными измерениями и решениями, независимо от каких- либо заранее определенных целей, в конечном итоге как простой произвол. Марксистская этика, напротив, рассматривает человеческую свободу конкретно-исторически, как состояние человека, достигаемое лишь в определенных условиях, как результат его социального и духовного развития. «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, — пишет Ф.Энгельс, — а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей». Из этого общефилософского определения свободы вытекает и понимание свободы нравственной. Объективной ее предпосылкой является преодоление противоречия между человеком и обществом, в результате чего моральные требования перестают противостоять личности как нечто чуждое, противоречащее ее собственным человеческим потребностям. Уже в социалистическом обществе, на основе принципиального единстваобщественных и личных интересов, создаются объективные условия для того, чтобы личность выполняла свой моральный долг не вопреки своим человеческим интересам, а имея в виду общие для всех люден потребности, в конечном итоге и свои собственные. Чем более полным и всесторонним становится единство личных и общественных интересов, тем в большей мере личность оказывается способной свободно осуществлять свою нравственную деятельность. Субъективной стороной свободы нравственной является развитие личной сознательности человека. Благодаря ей человек становится способным самостоятельно, без внешнего принуждения, повинуясь собственному чувству долга и на основе личного усмотрения, совершать такие поступки, которые он считает наиболее целесообразными для общества. В этом случае внешняя нравственная необходимость превращается во внутреннюю, субъективную необходимость, подчинение нравственному предписанию — в добровольное следование голосу личной совести, простое выполнение общественных правил — в творческое осуществление моральных принципов на основе личного решения. Однако и такая свобода нравственная еще не является полной, поскольку она не исключает самопринуждения. Состояние полной свободы наступает тогда, когда осознанная необходимость перерастает в личную нравственную склочность, становится внутренней потребностью человека, для которого интересы общества неотделимы от его собственных. Применительно к отдельному лицу это состояние достигается в процессе всестороннего нравственного воспитания и самовоспитания личности.

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. - . 275-277).

Вопросы к тексту

  1. Каково определение «нравственной свободы»?
  2. Каково соотношение понятий «нравственная свобода» и «свобода воли»?
  3. Возможно ли преодоление противоречия между человеком и обществом, исходя из концепций нравственной свободы?
  4. Как соотносится нравственная свобода и совесть?
  5. В чем состоит коллизия долга и склонности в рамках понимания нравственной свободы?

 
© www.textb.net