Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 7. Счастье

  Счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремления личности, а исполнение этих устремлении. Понятие счастья не просто характеризует определенное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством. Поэтому данное понятие имеет нормативно-ценностный характер. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья. Это понятие имеет исторически-классовый характер; рабовладелец, феодал и буржуа, раб, крепостной и пролетарий вкладывали в него различный смысл, соответственно своим условиям жизни и интересам. Категория счастья в истории морального сознания имела двоякий смысл. С одной стороны, счастье считалось одним из прирожденных прав человека, но господствующая мораль классового общества рассматривала его лишь как вознаграждение за добродетель, за те жертвы, которые были связаны с исполнением ее требований (Воздаяние). На практике же в классовоантагонистическом обществе всегда получалось так, что стремление угнетенных классов к счастью, отмечает Ф.Энгельс, безжалостно и «на законном основании» приносилось в жертву такому же стремлению господствующих классов. Проповедники религиозной морали достижение счастья переносили в загробную жизнь. С другой стороны, иногда признавалось законным стремление к счастью в земной жизни, и тогда счастье объявлялось не только вознаграждением добродетели, но и, наоборот, ее источником. Именно так, по словам Ф.Энгельса, понимает счастье Фейербах: «Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали». Классики марксизма подвергли критике такое понимание нравственности, вскрыв его индивидуалистический смысл и показав, что само по себе стремление к счастью не может быть основой моральной деятельности. «Занимаясь самим собой, — пишет Ф.Энгельс, — человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью». Иными словами, стремление человека исключительно к личному счастью в отрыве от общественных целей вырождается в эгоизм, который попирает интересы других и морально калечит человеческую личность. И наоборот, сознательное служение людям, революционная борьба за переустройство общества, за лучшее будущее для всего человечества наполняют жизнь человека тем высшим смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, которые приносят ему ощущение счастья. Характеризуя свое личное понимание счастья, К.Маркс как-то сказал, что видит его в борьбе. Такое понимание противоположно всем традиционным представлениям о счастье. Это уже не идиллическое состояние удовлетворенности существующим положением, а, напротив, постоянное стремление к лучшему будущему и преодоление препятствии на пути к нему; не достижение собственного благополучия, а полное развитие и использование своих способностей в сознательной деятельности, подчиненной достижению общих целей.

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. - . 303-304).

Вопросы к тексту

  1. Почему категория «счастье» связана с оценкой субъективного состояния человека?
  2. Каково объективное значение понятия «счастье» в этике?
  3. В чем особенность классового характера категории «счастье» в истории этики?
  4. Какова причина двоякого смысла категории «счастья» в истории морального сознания?
  5. Раскройте соотношение понятий «моральное воздаяние» и «моральный эгоизм» применительно к моральному пониманию счастья.

 
© www.textb.net