Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 6. Зло

  Зло - этическая категория, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, которое обнимает всю совокупность явлений, противоречащих интересам к жизненным потребностям человека (общества, класса), препятствующих общественному прогрессу. Моральное же зло может служить характеристикой общественных явлений лишь постольку, поскольку эти явления рассматриваются моральным сознанием как проявление воли определенного лица (группы лиц, класса), отступление от должного и поскольку их можно вменить кому-либо в вину и воспретить. Обычно как моральное зло оцениваются отрицательные поступки людей. Например, несправедливые условия жизни в эксплуататорском обществе рассматриваются трудящимися как социальное зло, несправедливые же действия того или иного лица (капиталиста, политика, администратора, судьи, преступника) оцениваются и как моральное зло, поскольку в них усматривается его собственная воля. Первоначальным источником морального зла является социальное зло, так как именно общественные условия жизни людей определяют типичные для данною общества формы поведения. Социальная несправедливость, противоречия интересов и отношения вражды между людьми, угнетенное, подавленное и неравноправное положение человека — все эти явления эксплуататорского общества необходимо порождают преступление против нравственности. Проблема происхождения и преодоления морального зла неоднократно поднималась в истории этической мысли, но непонимание в домарксистской этике действительных источников зла влекло за собой невозможность ее практического разрешения. В религиозных этических теориях зло обычно считается фатальной неизбежностью человеческого существования (Грех, Эсхатология), а иногда оно даже оправдывается как осуществление «высшего предначертания» Бога (Теодицея). Такой же неизбежностью предстает зло в этике Канта, который считает его необходимым следствием чувственной природы человека. Просветители, напротив, рассматривают зло как результат непонимания человеком своей подлинной природы, а преодоление зла мыслят путем распространения образования. Это, конечно, не означает, что в коммунистическом обществе исчезнет зло как таковое. Речь идет о тех конкретных видах зла, которые присущи всякому классовому обществу и мешают дальнейшему прогрессу человечества. Зло и добро сохранятся как соотносительные моральные понятия, употребляемые для положительной и отрицательной оценки явлений действительности, для осознания возникающих в жизни противоречий и необходимости их преодоления. В этом, и только в этом, смысле проблема зла - «вечная проблема» человечества.

  (Словарь по этике. /Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. -. 8385).

Вопросы к тексту

  1. В чем противоположность моральной оценки категории зла по отношению к понятию «моральное добро»?
  2. Каково отличие категорий «моральное зло» и «социальное зло»?
  3. Что является источником морального зла?
  4. Какова трактовка морального зла в религиозной этике?
  5. В чем отличие кантовского и гегелевского понимания морального зла? Что такое «хитрость мирового разума»?

 
© www.textb.net