Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 5. Добро

  Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В понятии «добро» люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть, и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — добродеяния (Благодеяние), добродетели, справедливости и др. Этика подвергает добро как понятие морального сознания теоретическому анализу, выясняет его смысловое содержание, природу и происхождение. Религиозная этика истолковывает добро как выражение воли или разума бога (Неопротестантизм, Неотомизм), придавая тем самым интересам и воле господствующего класса вид божественного закона. По существу, тот же смысл имеют различные объективно-идеалистические теории добра, выводящие его либо из некой недоступной познанию «сущности», либо из космического закона или мировой идеи (Гегель). Попытки материалистического объяснения добра в этике обычно приводили к этическому натурализму; происхождение добра чаще всего усматривалось в абстрактной внеисториче- ской «природе человека», в его стремлении к наслаждению, счастью, в психологически понимаемом интересе (Гедонизм, Эвдемонизм. Интереса теория). Но и эти теории за «естественную» природу человека вообще фактически выдавали определенный тип человека, живущего в том или ином конкретном обществе, и обосновывали, таким образом, мораль определенного класса. Общий порок всех этих теорий заключается в том, что они рассматривали понятие добра в отрыве от социально-исторических условий жизнедеятельности людей. Объективная закономерность исторического изменения и обогащения смысла, вкладываемого в это понятие, оказывалась невыясненной. Оставалось либо объявить его вечным и истинным для всех эпох, как это делает этический абсолютам, либо считать его не зависящим от каких- либо объективных законов или даже произвольным (релятивизм). В ряде современных буржуазных этических теорий определение добра вообще считается невозможным (интуитивизм). Добро объявляется выражением эмоций того или иного человека (неопозитивизм) либо целиком зависящим от личного замысла индивида (экзистенциализм). В коммунистической нравственности понятие «добро» связывается с действительными интересами людей в современных исторических условиях. А эти интересы, в конечном счете, совпадают с исторической необходимостью победы социалистического общества над капиталистическим, с построением коммунизма. Таким образом, понятие «добро» в коммунистической морали в суммированном виде отражает все многообразные требования, которые предъявляются в социалистическом обществе к человеку, его действиям и мотивам, к различным социальным явлениям. Поэтому содержание этого общего понятия может быть определено только через всю совокупность более конкретных моральных понятий социалистического общества — через коммунистический общественный и нравственный идеалы, принципы, моральные качества, нормы, основные из которых сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма.

  (Словарь по этике. /Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. -. 6971).

Вопросы к тексту

  1. Какова связь понятия «добро» с моральным сознанием и другими этическими категориями?
  2. Каково оценочное содержание понятия «добро»?
  3. Как предстает понятие «добро» в религиозной этике?
  4. В чем особенность понимания добра в неопротестантизме и неотомизме?
  5. Каковы основания противопоставления «морального абсолютизма» и «морального релятивизма» по категории морального добра?

 
© www.textb.net