Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 4. Сознание (моральное)

  Сознание (моральное) - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы (политическое, правовое, эстетическое, религиозное сознание и т.д.), отражением социального бытия людей, и в первую очередь производственных отношений. Нравственное сознание фиксирует в себе исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения, представляет собой субъективную сторону нравственности. При анализе природы и специфики морального сознания марксистская этика исходит из понимания той роли, которую выполняет нравственность в системе социальных отношений, и того способа, каким она осуществляет регулирование общественной жизнедеятельности людей. Мораль предписывает людям определенные поступки в качестве их долга. Поэтому в моральных представлениях объективная общественная необходимость, исторические потребности человечества и классовые интересы выражаются в особой форме — в виде идеи о должном (о том, что нечто должно быть или, напротив, не должно быть осуществлено или совершено). Эта моральная форма осознания людьми общественной необходимости получает и специфически нравственное обоснование. Поступки должны совершаться постольку, поскольку они представляют собой благо, добро, предпочтительны перед всеми другими возможностями. Таким образом, нравственное сознание рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения их достоинства, ценности. Нравственность представляет человеку выбор между добром и злом, который он должен совершить не в силу неизбежной необходимости, а по своему собственному признанию этой необходимости. Соответствующим образом моральное сознание оценивает действия людей и общественные явления: оно не объясняет их происхождение, а лишь выражает свое положительное или отрицательное отношение к ним, осуждает или одобряет их (Оценка). Предписательно-оценочное отношение к действительности и деятельности человека составляет важнейшую особенность морального сознания. Отсюда следует, что моральное сознание имеет свою особую, ограниченную сферу действия. Оно способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними действительно раскрывается возможность свободного выбора. В основном это область индивидуального поведении. В то же время моральное сознание не способно изменить или хотя бы объяснить социальную практику того или иного общества в целом. Классики марксизма неоднократно предостерегали против морализирования, распространения логики морального сознания на те области, где она уже неприменима. Во всей предшествующей истории моральное сознание имело внутренне противоречивый характер. С одной стороны, оно выражало устремления и желания масс, а с другой — эти желания часто приводили к противоположному результату, противоречащему интересам самих же масс. Моральные идеи, в которых выражались эти желания, превращались в духовное средство порабощения трудящихся (например, идея любви). Содержание моральных требований и понятий исторически изменяется в зависимости от социальных условий, но при этом сохраняются неизменными некоторые общие отличительные черты морального сознания. Во-первых, со времени формирования нравственности в истории человечества такими устойчивыми особенностями обладают моральное сознание в целом и его простейший элемент - моральное требование. Это — нормативность, безличность, всеобщность и универсальность оценок и предписаний нравственности. Во-вторых же, остается относительно стабильной структура морального сознания — система определенных понятий, в которых выражаются те или иные представления (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Во всякой достаточно развитой системе нравственности можно обнаружить следующие формы понятий: нормы, объединяющиеся в кодекс, представления о моральных качествах, оценки, нравственный и общественный идеалы, принципы, понятия добра и зла, справедливости и т.д. Каждая из этих форм морального С. обладает своими особенностями, особым образом направляет поведение людей. Эти формы находятся между собой в определенных связях и зависимостях. Структура морального С. определяет особую логику морального языка, которая применяется людьми при обосновании различных моральных представлений и решении конкретных нравственных проблем.

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. - . 287-289).

Вопросы к тексту

  1. Как связано моральное сознание с содержанием общественного сознания?
  2. Какова зависимость категории морального долга от морального сознания?
  3. В чем особенность детерминации понятия «ценность» в структуре морального сознания?
  4. Чем теоретически несостоятельно «морализирование»?
  5. В чем основания неизменности и исторической ограниченности морального сознания?

 
© www.textb.net