Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 1. Мораль

  Мораль (лат. moralis — нравственный; mores — правы) — предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни — в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль (Труда нравственность. Профессиональная этика, Быта нравственность, Брачно-семейная мораль). Во всех этих сферах помимо морали действуют и другие регуляторы поведения — правовые нормы и декреты государства, производственно-административные распорядки, организационные уставы и инструкции, указания должностных лиц. Обычаи и традиции, общественное мнение, воспитание — все эти формы общественного воздействия на поведение отдельных людей, хотя и связаны с моралью, не относятся к ней целиком (к примеру, национальные традиции, эстетические нормы в быту, воспитание трудовых навыков). Мораль того или иного общества прежде всего предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. Но поскольку один и тот же поступок может одновременно обладать экономическим, политическим, правовым, моральным и эстетическим значением, отличить специфически нравственную сторону поведения во всем многообразии общественной деятельности человека можно лишь по способу, каким регулируются поступки. Экономическое регулирование осуществляется через материальные интересы людей. Нормы права (Мораль и право) закрепляются в официальном законодательстве и поддерживаются силой государственного принуждения. Административные формы контроля осуществляются через распределение обязанностей и официальных полномочий между должностными лицами. Нравы же повседневно воспроизводятся в жизни общества силой массовой привычки, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественного мнения. Выполнение каждым моральных требований контролируется всеми. Причем авторитет того или иного человека в вопросах нравственности не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью или общественным положением, а является духовным авторитетом. Он зависит от того, насколько правильно этот человек понимает смысл моральных требований. В отличие от простых обычаев, нравы поддерживаются не просто силой заведенного и общепринятого порядка, а получают идейное обоснование в представлениях о том, как должно поступать. Простейшие из них — нормы в свою очередь обосновываются как разумные и целесообразные посредством более сложных форм сознания - моральных принципов, идеалов, понятий добра и зла и пр. Все эти представления объединяются в стройную систему воззрений на назначение человека и смысл жизни. Роль сознания в нравственности особенно велика. Каждый поступок, линия поведения или образ жизни в целом могут быть мотивированы и оценены. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их выполнением осуществляются средствами духовного воздействия — через чувство долга, который каждый человек должен осознать и сделать мотивом своего поведения, и через оценку и самооценку его поступков. Ответственность в морали, в отличие от права, имеет не материальный, а идеальный, духовный характер (Поощрение и наказание). Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их, отдельный человек может в той или иной мере самостоятельно регулировать свое повеление и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него. Таким образом, в морали человек выступает не только как объект общественного контроля, но и как самодеятельная личность (субъект), обладающая своим собственным нравственным самосознанием — убеждениями, чувствами, склонностями, совестью. Следовательно, мораль слагается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей, характерного для нравственности способа регулирования поведения. Нравственные деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании. В этом смысле мораль представляет собой одну из основных форм общественного сознания. Единство всех этих сторон определяет природу и специфику морали. Между этими сторонами морали могут возникать противоречия. Известное несоответствие всегда существует между требованиями, предъявляемыми к людям, и тем, как они ведут себя. Это несоответствие может проявляться в отдельных отклонениях от моральных норм (Пережитки), но может принять и всеобщий характер, например, в периоды кризиса определенной общественной формации. Мораль — явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества, при смене одной социально-экономической формации другой. В истории сменяют друг друга следующие основные типы морали: общинно-родовая, рабовладельческая, феодальная, буржуазная мораль и коммунистическая нравственность. Та или иная мораль, в конечном счете, служит утверждению и укреплению (или же ниспровержению) существующих общественных отношении. В классовом обществе и мораль имеет классовый характер. Господствующая мораль выполняет функцию охраны интересов правящего класса, в то время как эксплуатируемый класс, по мере того как осознает несправедливость существующих отношений и вступает в борьбу с ними, вырабатывает свою собственную, революционную мораль, противоположную той, которую ему навязывают. Вместе с тем в развитии морали наблюдается определенная преемственность, отражающая исторический прогресс общечеловеческой культуры, а также известную общность условий социальной жизни в различные исторические эпохи и разных социальных групп (Общечеловеческое и классовое в морали). «...В морали, как и во всех других отраслях человеческого познания,— пишет Ф.Энгельс, — в общем и целом наблюдается прогресс». В этом прогрессе можно установить некоторые определяющие черты:
  1. При смене одних форм морали другими в целом постепенно возрастает мера человечности в отношениях между людьми. Уже в первобытном обществе возникают простейшие формы взаимопомощи, исчезает обычай людоедства. С возникновением племенных союзов и государства начинает отмирать родовая месть. Мораль феодального общества в принципе осуждает убийство крепостного, тогда как убийство раба считалось частным делом рабовладельца. В буржуазной морали утверждается принцип уважения к личности, хотя и в крайне уродливой форме (Индивидуализм). Высшей гуманностью отличаются принципы коммунистической нравственности.
  2. Все более глубокий смысл приобретает понятие справедливости, причем в нем подразумеваются все новые стороны равенства людей. И сам принцип равенства в морали получает все более широкое значение. Всякой классовой морали присуще внутреннее противоречие. С одной стороны, она претендует на то, чтобы быть всеобщей, распространяющейся на всех людей (таково не только формальное условие всякой морали, но и воля господствующего класса, стремящегося подчинить своей морали все остальные классы). Но с другой — эта мораль остается классовой по содержанию, и повиновение ей фактически имеет различный смысл для угнетенных и правящих классов. Буржуазная мораль, устранив принцип сословности (Честь), вместе с тем сохранила на практике различие в подходе к поведению разных классов.
  3. По мере прогресса моральных отношений возрастает роль личности в общественном процессе регулирования поведения. В первобытном обществе социальная дисциплина держалась «силой привычки, традиций, авторитетом» старейшин рода. Здесь не могло быть речи о личной сознательности, так как индивид еще не отличал себя от рода и не задумывался над тем, почему он повинуется его требованиям. Лишь в более поздний период родового строя возникает понятие личного достоинства. Отдельный человек уже способен выступить самостоятельно от имени интересов рода. В период разложения родового строя и развития государственно-политических отношений от человека уже начинают требовать, чтобы он совершал определенные действия, повинуясь своему моральному чувству и собственному самосознанию. В эпоху Реформации осознание человеком нравственного значения своих поступков выдвигается в морали на первый план (Моральной доброты теория). Но в силу классового характера морали общественные требования в эксплуататорском обществе воспринимались личностью как нечто внешнее и часто вступали в противоречие с совестью. Лишь с уничтожением классов, в процессе построении коммунистического общества, полностью преодолевается противоречие между отдельным человеком и обществом в целом, и создаются условия для действительно свободной и сознательной моральной деятельности личности (Самодеятельность и творчество, Свобода нравственная).
  4. Чем выше мера гуманности отношений между людьми, тем шире сфера действия нравственности в жизни общества.

  (Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. - . 168-171).

Вопросы к тексту

  1. Что такое «мораль»?
  2. Что такое «моральная деятельность», «моральное поведение», «моральный обычай»?
  3. Как различаются моральные нормы?
  4. Что такое «самооценка» в морали?
  5. Что такое «моральное сознание»? Какие типы морального сознания в истории выделяет философская этика?

 
© www.textb.net