Учебники

Главная страница


Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика


Текст 6. Интуитивизм

  Интуитивизм (лат. intueri - пристально, вснимательно смотреть) - направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как «самоочевидные» истины. Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждении не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе (Догматизм). Элементы интуитивизма содержались уже в некоторые этических теориях античности (Сократ. Платон). В XVII-XVIII вв. существовала школа Кембриджских неоплатоников (Прайс, Р.Кадуорт, С.Кларк), считавших, что понятия добра и долга — простые идеи, не поддающиеся определению и обоснованию. В XIX в. идеи интуитивизма развивал в Англии Г.Сиджуик. В современной буржуазной этике широко известно интуитивистское течение, основанное в начале XX в. Дж. Муром, распространенное в Англии, США и других странах. Считая, что этика должна изучать не поведение людей, а моральные понятия, Мур и его последователи тем самим проложили путь формализму в этике. Мур критикует сторонников утилитаризма, гедонизма, эволюционной этики не за односторонность или упрощенность их определений добра; он вообще отвергает возможность определения добра и его рационального анализа. Таким образом, интуитивистская концепция Мура приводит к отрицанию научного анализа нравственности и противопоставляет мораль и науку. В современном интуитивизме различают два направления. В аксиологическом (Аксиология) — Дж. Мур, Г.Рэшдэлл, Дж. Леард, О.Джонсон, Б.Блэншард — из добра выводятся все остальные моральные понятия, в том числе и долг (долг состоит в том, чтобы совершать добро). В деонтологическом (Деонтология) направлении — Г.Причард, Д.Росс, Э.Кэрритт, Ч.Брод — долг считается не завися-щим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Таким образом, нравственность здесь толкуется формалистически: долг следует выполнять ради самого долга. Согласно деонтологическому интуитивизму, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они якобы очевидны сами по себе, вечны и неизменны. Росс, например, считает, что таких «самоочевидных» обязанностей всего семь: не совершай зла, делай добро, распределяй добро и зло соответственно достоинству людей (требование справедливости), говори правду и выполняй обещания (обязанность верности), благодари за оказанные услуги, возмещай причиненный тобой ущерб, самосовершенствуйся. Уже сам подбор этих обязанностей (то, что здесь исключены обязанности человека перед обществом и представлены только обязанности перед отдельными людьми), не говоря уже о конкретном понимании изложенных требований, свидетельствует о буржуазном толковании нравственности. Социальный смысл современного интуитивизма состоит в том, что нравственным представлениям, санкционированным господствующим классом капиталистического общества, придается неоспоримое («самоочевидное») значение; по отношению к ним не допускаются сомнение и критика, основанные на издательстве фактов и логике, тем более научная критика. Такова апологетическая роль интуитивизма по отношению к буржуазной идеологии. Особенно реакционный смысл имеет деонтологическое учение, вменяющее людям слепое, бессознательное выполнение долга. Это крайняя форма догматизации буржуазной морали.

  (Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975. -. 97-98).

Вопросы к тексту

  1. В чем особенность интуитивизма как направления в этической теории?
  2. Кто явился основоположником современной версии интуитивизма?
  3. Какова история морального интуитивизма в западноевропейской мысли?
  4. В чем сущность аксиологического направления в теории морального интуитивизма?
  5. В чем сущность деонтологического направления в теории морального интуитивизма?

 
© www.textb.net